Авиационный форум: КРЫЛЬЯ РОССИИ

Четвертый Международный авиационный форум "Крылья России", проведенный 10-11 октября в Москве, стал уже традиционным мероприятием, на котором ведется профессиональное обсуждение вопросов развития отечественного воздушного транспорта.
Организованный журналом "Авиатранспортное обозрение" при участии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, форум позволил руководителям авиакомпаний, ведущим представителям государственных органов, промышленности, экспертам рынка обменяться мнениями по наиболее злободневным проблемам отрасли.
Участники конференции отметили, что за период, прошедший с прошлого форума, общая ситуация в воздушном транспорте страны несколько изменилась. Имевшие место летом этого года трагические события заставили общество, органы власти обратить самое пристальное внимание на вопросы обеспечения безопасности полетов в российский авиации. В немалой степени уровень обеспечения безопасности полетов зависит от того, как органы госрегулирования управляют этим процессом, и в некоторых выступлениях отмечалось, что многочисленные реформы системы управления гражданской авиацией приводят к выхолащиванию содержания этой работы. Единый комплекс мер разрывается, на стыках появляются слабые места, нарушается взаимодействие участников авиатранспортного процесса. Ответственность за состояние дел размыта.
На фоне трагических событий стало чуть ли не признаком хорошего тона говорить о кризисе, который поразил гражданскую авиацию страны, о ее мрачных перспективах. Но какой же это кризис, если с сентября прошлого года наблюдается устойчивый, с темпом 8-10%, рост пассажирских перевозок. Если из 35 авиакомпаний, выполняющих 99% общего объема работы, две трети демонстрируют стабильную положительную динамику в своем развитии.
Вместе с тем профессионалы отмечают и тревожные тенденции, способные негативно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, на ее конкурентоспособность.
В первую очередь это растущий дисбаланс в структуре внутренних авиаперевозок. Почти 80% из них осуществляются в/из аэропортов московского аэроузла и Пулково. Только в 2005 г. удельный вес перевозок в/из Москвы и Санкт-Петербурга на внутренних авиалиниях возрос на 3,6%. Соответственно, доля перевозок между остальными городами России снизилась. И вот эта тревожная тенденция, судя по всему, постепенно набирает темпы. Вопросам развития региональных перевозок не уделяется должного внимания.
Продолжает расти затратность выполнения авиационных перевозок. Расходы авиакомпаний по всей линейке себестоимости быстро растут. Наиболее свежий пример — решение Росаэронавигации возложить на плечи авиаперевозчиков финансовое обеспечение своих проектов. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание отечественных пользователей воздушного пространства по отдельным видам услуг возрастают в разы.
По-прежнему остро стоит вопрос обновления парка российских перевозчиков. Оно происходит в основном за счет подержанных иностранных воздушных судов, темп поступления которых нарастает. Сейчас уже более 32% общего объема авиатранспортной работы выполняется на самолетах зарубежного производства. И хотя таможенные барьеры не сняты, сегодня они уже не решают задачу защиты отечественной авиапромышленности — но наносят ущерб конкурентоспособности отечественного воздушного транспорта.
Особую остроту приобретает кадровая проблема. В гражданской авиации страны нарастает дефицит квалифицированного персонала, причем не только летного. Авиакомпании, как могут и умеют, решают эту проблему, но без активного вмешательства государства здесь не обойтись.
Еще одна, едва ли не важнейшая проблема — отсутствие четко обозначенной концепции развития рынка и рыночных отношений на воздушном транспорте, что не только затрудняет долгосрочное планирование развития авиакомпаний, но и — в более глобальном смысле — приводит к крайне неэффективному регулированию отрасли. И если уж говорить о кризисе, то, скорее, о кризисе регулирования деятельности гражданской авиации. Даже самые правильные действия ее субъектов не в состоянии компенсировать последствия этого кризиса.
В работе форума приняли участие около 200 чел. Ниже публикуются краткие тезисы докладов, прозвучавших с трибуны форума. С полными текстами выступлений, презентациями можно ознакомиться на сайте http://www.events.ato.ru

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.