Авиакомпания без жесткой стратегии

Авиакомпания без жесткой стратегии
Самолет Boeing 737-300 авиакомпании Avia Traffic Company на фоне гор — традиционного пейзажа Киргизии // Avia Traffic Company

Частная киргизская авиакомпания Avia Traffic Company несколько лет продолжает удерживать лидирующие позиции на местном рынке воздушных перевозок. По мнению руководства перевозчика, спад пассажиропотока в регионе Avia Traffic Company преодолеет за счет "адаптивной" модели развития.

Горные хребты на территории Киргизии простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке страны поднимается пик Победы (7439 м) — высшая точка Тянь-Шаня и Киргизии.

В стратегии развития гражданской авиации Киргизии на 2013–2020 гг. констатируется: 94% территории страны занимают горы, что делает гражданскую авиацию во многом самым эффективным и удобным видом транспорта в республике.

За последние пять лет суммарный трафик всех киргизских авиакомпаний вырос вдвое, превысив психологически важную отметку в 1 млн чел. Но по итогам 2015 г. рост пассажироперевозок может смениться падением. На гражданскую авиацию Киргизии традиционно заметно влияет состояние российской экономики, переживающей сейчас не лучшие времена. 

Планы меняются

"Сложившаяся в российской экономике ситуация повлияла на нашу авиакомпанию самым непосредственным образом. Мы впервые за долгие годы не показали роста количества перевезенных пассажиров. Из-за девальвации рубля наши доходы в долларовом эквиваленте сократились на 20%, соответственно, коренным образом изменились планы компании по модернизации флота", — рассказал АТО Карим Дамин, гендиректор авиакомпании Avia Traffic Company. Этот полностью частный перевозчик был основан 12 лет назад, 20 июня 2003 г. Согласно информации, размещенной на сайте Министерства юстиции Киргизии, кроме Карима Дамина Avia Traffic Company принадлежит Эрику Акматову и Алику Аскарову. Все три учредителя — известные в гражданской авиации страны специалисты, занимавшие многие руководящие посты в отрасли. По данным киргизских СМИ, Аскаров и Акматов, например, в свое время успели поработать соответственно в должностях директора департамента воздушного транспорта киргизского Министерства транспорта и вице-президента по управлению производством и инфраструктурой Международного аэропорта Манас. Сам Карим Дамин занимал топ-менеджерские позиции в государственных авиакомпаниях Kyrgyzstan Airlines ("Кыргызстан Аба Жолдору") и Altyn Air (ныне Air Kyrgyzstan).

В 2014 г. Avia Traffic Company перевезла 446 тыс. пасс. (падение к уровню 2013 г. на 5%), увеличив пассажирооборот до 935 млн пкм (рост к 2013 г. на 4%). При этом доходы авиакомпании в 2013 и 2014 г. оказались приблизительно равны и составили около 3,5 млрд сомов (примерно 6 млн долл.). За два прошлых года прибыль авиакомпании снизилась в 1,9 раза — с 438 млн сомов (7,5 млн долл.) в 2013 г. до 230 млн сомов (4 млн долл.) в 2014 г.

"Мы стали меньше летать на внутренних коротких рейсах и поэтому производство в целом несколько выросло, при том что количество перевезенных пассажиров сократилось. Уменьшилась прибыль компании. В общем-то, это закономерный процесс — конкуренция съедает рентабельность, но и экономическая ситуация также сказалась на эффективности бизнеса", — комментирует итоги 2014 г. Карим Дамин. По оценке топ-менеджера, Avia Traffic Company перевозит приблизительно половину пассажиров от всего объема трафика киргизских авиакомпаний.

"Avia Traffic Company росла по мере увеличения спроса на авиаперевозки. Мы начинали в 2005 г. с одного 17-местного L-410, затем были 50-местные Ан-24, после — 100-местные ВАе 146. Сейчас мы летаем на 150-местных Boeing 737-300 и видим, что рынок требует более вместительных самолетов, — говорит Дамин. — Стратегических планов и каких-то амбиций у нас нет. Мы просто стараемся обеспечивать рост авиакомпании по мере наших возможностей и тщательно оцениваем финансовые риски".

К июню 2015 г. перевозчик сосредоточил в своем парке четыре Boeing 737-300 выпуска 1987–1996 гг. (регистрационные номера ЕХ-37005, -37008, -37010, -37012) и один BAe 146-200 (EX-27007) выпуска 1990 г.

BAe 146 — экзотическое ВС на просторах СНГ

Магистральные будни

Последний раз Avia Traffic Company расширяла свой авиапарк в 2013 г. Два года назад флот лидирующего перевозчика Киргизии пополнил Boeing 737-300 (EX-37012), предыдущим оператором которого была китайская Shenzhen Airlines. 

"По плану в этом году мы должны были начинать переход на Boeing 737-800, но ситуация на рынке изменилась. Прежде всего сократились наши доходы в пересчете на доллары, почти прекратился рост объемов авиаперевозок и изменилась структура расходов авиакомпании, связанная с падением цен на топливо, — говорит Дамин. — В нынешней ситуации топливная эффективность Boeing 737-800 уже не так значительно перевешивает расходы на владение по сравнению с Boeing 737-300. Это, конечно, временное явление, но с учетом фактора уменьшения доходности мы перенесли планы по модернизации на следующий год".

Пилотов и техников для работы на Boeing 737-300 Avia Traffic Company обучает в Baltic Aviation Academy (Литва). Там же пилоты киргизского перевозчика проходят текущие тренировки. Бортпроводников авиакомпания готовит в бишкекской компании "Манас Тренинг Центр" (дочернее предприятие ОАО "Международный аэропорт Манас"). Все линейное обслуживание на Boeing 737-300 выполняется силами инженерно-авиационной службы Avia Traffic Company. "Работы по периодическим формам, начиная от C-сheck и тяжелее, мы осуществляем в Новосибирске, в компании "Сибирь Техник", ремонт двигателей обеспечивает литовская компания FL Technics", — отмечает Дамин.

Чаще всего Avia Traffic Company использует Boeing 737-300 при полетах в Россию. Небольшую долю в маршрутной карте перевозчика занимают рейсы в Казахстан и Таджикистан. По словам топ-менеджера, авиакомпания начинала осваивать маршруты в Китай и Иран, но из-за их нерентабельности и слабой перспективности они были прекращены. "Наш безусловный приоритет в перевозках — это города Российской Федерации. На российском направлении мы обслуживаем восемь маршрутов из Бишкека и столько же из Оша", — подчеркивает Карим Дамин. Avia Traffic Company пока не планирует регулярные рейсы в страны дальнего зарубежья, но при этом изучает вопрос начала полетов в ОАЭ с зимней навигации 2015–2016 гг.

По мнению руководителя лидирующего киргизского авиаперевозчика, развитию республиканского воздушного транспорта в целом и Avia Traffic Company в частности мешает так называемый черный список Евросоюза, куда после проведения аудита в 2006 г. попала киргизская авиационная администрация и соответственно все авиакомпании, летающие под сертификатом эксплуатанта, выданным авиавластями Киргизии.

"В настоящее время летать в страны Евросоюза мы не можем. На мой взгляд, создание всякого рода черных списков и их всемирная публикация — это дискриминационный механизм и один из методов устранения конкурентов с рынка, — рассуждает Карим Дамин. — И это не делает чести Евросоюзу. Публикуя свой список, власти Евросоюза наносят серьезный ущерб попавшим туда администрациям и авиакомпаниям, так как на основании европейских данных некоторые страны, не входящие в Евросоюз, также начинают выстраивать свою линию ограничений для перевозчиков, а это, безусловно, тормозит развитие авиации. С этой стороны американская система допуска к полетам выглядит намного справедливее. Хочешь летать в США — проходи аудит, а они в каждом конкретном случае примут решение, пускать тебя в Штаты или нет".

Отвечая на вопрос АТО о перспективах вывода Киргизии из ограничительного списка Евросоюза, гендиректор Avia Traffic Company отметил, что он не испытывает оптимизма. По словам топ-менеджера, для снятия ограничений с авиационных властей Киргизии нужно преодолеть немало бюрократических барьеров и это огромная кропотливая работа. При этом Карим Дамин считает, что важно не только сформировать собственную надежную систему авиационного администрирования, но и суметь доказать Еврокомиссии свою состоятельность с точки зрения сформировавшихся в Евросоюзе стандартов.

На московском направлении частная Avia Traffic Company успешно конкурирует с государственным "Аэрофлотом"

Региональный опыт

В 2010 г. в том числе для полетов внутри Киргизии Avia Traffic Company приобрела пару региональных самолетов BAe 146-200 с регистрационными номерами EX-27002 и ЕХ-27007. Обе машины были произведены в 1990 г. и до появления в Азии эксплуатировались в Brussels Airlines. Спустя пять лет в парке Avia Traffic Company остается только борт EX-27007.

"Второй самолет мы продали авиакомпании Tez Jet, которая была создана с целью развития местных авианаправлений. То есть часть нашей нагрузки по выполнению внутриреспубликанских рейсов, в том числе и социально значимых, но низкорентабельных, перешла в эту компанию", — рассказал Карим Дамин.

Отметим, что киргизская авиакомпания Tez Jet была зарегистрирована в апреле 2013 г., а ее учредителями, по данным Минюста страны, выступают Карим Дамин и Максим Аликович Аскаров. Руководит Tez Jet, согласно информации ведомства и местных СМИ, Алик Аскаров, один из учредителей Avia Traffic Company.

Дамин говорит, что в Киргизии после распада СССР осталось 12 аэродромов с искусственным покрытием. "Платежеспособный спрос не везде еще достигает таких значений, чтобы можно было организовать регулярное авиасообщение. Мы пытаемся найти возможности, которые позволили бы совместить рентабельность авиаперевозок и финансовые возможности населения. Пока что это удается не везде, но там, где удалось совместить эти величины, ВАе 146-200 оказался незаменимым типом ВС для его эксплуатации на горных аэродромах. Думаю, что мы продолжим работу на этом самолете в ближайшие несколько лет", — отметил гендиректор Avia Traffic Company.

Как и в случае с Boeing 737, линейным обслуживанием BAe 146-200 занимается инженерная служба лидирующего киргизского перевозчика. Работы по периодическим формам на самолете английского производства Avia Traffic Company осуществляет в Софии, на базе компании Aero Technic BG. Редукторные турбовентилярные двигатели, установленные на BAe 146-200, киргизская авиакомпания отправляет в ремонт на базу компании Vector Aerospace в Англии.

Рецепт успеха

Говоря о преимуществах Avia Traffic Company перед другими киргизскими перевозчиками, Карим Дамин, в частности, отметил: "Мы работаем по одним и тем же правилам, и тут трудно выделить какие-то сильные стороны. Пожалуй, стратегия компании в плане эксплуатации собственных, а не арендованных самолетов дает нам возможность не задохнуться от лизинговых платежей в период спада перевозок. Кроме того, персонал нашей авиакомпании более устойчив к трудностям, так как сформировался не в результате реализации какой-то инвестиционной программы, а вследствие собственной упорной работы. Вот, пожалуй, и все".

2 июня Avia Traffic Company совершила технический рейс в обновленный аэропорт Иссык-Куль (Тамчи), расположенный на берегу одноименного киргизского озера

Адаптивная модель

Топ-менеджер говорит, что существующие сегодня расхожие названия бизнес-моделей авиакомпаний в виде "традиционных", "бюджетных" или "гибридных" перевозчиков вряд ли в полной мере охарактеризуют модель бизнеса Avia Traffic Company: "Можно отметить некоторые внешние факторы — например то, что у нас используется только моноклассная компоновка на всех самолетах, мы не занимаемся транзитными перевозками, мы предлагаем очень низкие тарифы в период снижения спроса на авиаперевозки. При этом мы всегда обеспечиваем полноценное питание и перевозку багажа без взимания дополнительной оплаты, то есть не генерируем доходы от дополнительных услуг. И работаем мы так не потому, что принципиально для себя это решили, — рынок в настоящее время больше склонен к такому предложению. Доля интернет-продаж авиабилетов на наши рейсы составляет только 20% от общего количества, остальная часть реализуется через традиционную агентскую сеть. При этом мы не стремимся сломать эту пропорцию, она меняется по мере увеличения спроса в том или ином сегменте. Я бы назвал такую модель "адаптивной". Мы используем доступные нам методы, которые, на наш взгляд, повышают эффективность бизнеса в данный период времени на нашем участке рынка авиаперевозок".

Взвешенный стиль работы Avia Traffic Company можно, в частности, проследить на примере внедрения информационных технологий. Перевозчик попросту не ведет активную работу в этом направлении, поскольку считает, что это никак не повлияет на увеличение процента загрузки рейсов. 

"У нас нет особой склонности к внедрению информационных технологий на избыточном для наших объемов производства уровне. Необходимые инструменты мы, конечно, используем, — рассказывает Карим Дамин. — К примеру, никак не обойтись без синхронизации программы "1С: Бухгалтерия" и электронных продаж. Активно ведется интернет-продажа авиабилетов. Также необходимо иметь надежную систему учета наработок компонентов авиационной техники. Есть система удаленного самостоятельного теоретического тренинга пилотов, которая каждые шесть месяцев отображает уровень их подготовки". 

Но многие вещи в Avia Traffic Company по-прежнему предпочитают делать вручную — например, планировать работу экипажей или вести учет и анализ доходов и расходов авиакомпании. Также еще не подверглись автоматизации процедуры регистрации пассажиров, выбора места в самолете, заказа бортового питания.

Рассуждая о планах интеграции в международный воздушный транспорт, гендиректор Avia Traffic Company отметил: "Стать действительным членом IATA мы, конечно, планируем, но у нас впереди много работы: нужно увеличить объемы производства и перевозить хотя бы один миллион пассажиров в год. Безусловно, необходимо будет пройти и аудит IOSA. Если удастся восстановить прежние темпы роста, то мы приступим к реализации этой задачи, — но не ранее, чем через два-три года".

Понравился материал?

Подпишитесь на Ежедневный дайджест ATO.RU и будете знать о всех событиях авиатранспортной отрасли.
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписчики бюллетеней участвуют в ежемесячном розыгрыше призов, среди которых пологодовая подписка на журнал "Авиатранспортное обозрение" и новые номера журнала в формате pdf. Читайте бюллетени ATO.RU и участвуйте в розыгрыше призов! Ежедневный дайджест:


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№172 сентябрь 2016
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты

Календарь ATO Events

09—10 ноября 2016 г., г. Москва
21-22 ноября 2016 г., г. Москва
Напоминаем, что ...

Вы можете получать уведомления о наших новых материалах в свой почтовый ящик, подписавшись на ежедневный "Дайджест ATO.RU" или одну из тематических рассылок.

Для управления подпиской на рассылки перейдите на вкладку Редактировать в своем личном кабинете и выберите наиболее подходящие рассылки внизу страницы.

Блоги

Главные новости о тех, кто стремится быть выше и лучше других
Самое важное за прошедшие семь дней
Авиакомпаниям страны вновь нужны самые разные воздушные суда
2016 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.