Чем просторнее салон, тем пассажиру лучше?

Фред ДЖОРДЖ
Сегодня в эксплуатации находится более 85 бизнес-самолетов BBJ фирмы Boeing. Первая поставка самолета этого типа состоялась в ноябре 1998 г. BBJ есть в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Африке, Австралии и на Ближнем Востоке. Полный налет парка BBJ превысил 175 тыс. летных часов, при этом надежность вылета составляет более 99,9%.
Своим успехом BBJ обязан Филу Кондиту и Джеку Уэлчу, в то время главам фирм Boeing и General Electric, которые в 1996 г. сумели увидеть потенциальные возможности авиалайнера нового поколения Boeing 737 в качестве бизнес-самолета. Но если бы исходный вариант 737-го был принят в качестве прототипа BBJ, то последний никогда не стал бы пользоваться спросом. У 737-х первого поколения высота, скорость и дальность полета были недостаточно велики, чтобы на равных конкурировать с самолетами, обладающими большой дальностью полета и специально спроектированными как деловые. Однако у модификации Boeing 737, которая была принята Кондитом и Уэлчем в качестве базовой для BBJ, скорость полета была увеличена на 43 км/ч, высота полета — на 1200 м, дальность полета со штатными топливными баками — на 2400 км по сравнению с "классическим" самолетом первого поколения. Кроме того, расход топлива был на 8% ниже. При установке в фюзеляже дополнительных топливных баков дальность полета Boeing 737 нового поколения составляла более 11000 км, т. е. была как раз такой, которая нужна для разъезжающих по всему миру руководителей фирм.
Важным оказалось также то, что, по мнению Кондита и Уэлча, пассажирский салон бизнес-самолетов с дальностью полета более 11000 км, предложенных в начале 90-х гг. фирмами Gulfstream и Bombardier, был недостаточно вместителен для полетов на большие расстояния — например, из Нью-Йорка в Токио, из Парижа в Буэнос-Айрес, из Гонконга в Лос-Анджелес. Объем салона BBJ был втрое больше, чем у самолетов Gulfstream 5 (GV) фирмы Gulfstream и Global Express фирмы Bombardier. Это позволяло предоставить пассажирам такие удобства, как нормальных размеров кровати, душ и даже тренажеры, т. е. все, что делает 12-14-часовой перелет менее утомительным.
Расчетные веса базовых 737-700, эксплуатируемых, к примеру, авиакомпанией Southwest Airlines, не позволяли взять на борт 12,5 т дополнительного топлива, необходимого для полетов на дальность свыше 11000 км. Поэтому Boeing разработал вариант 737-700IGW с увеличенным расчетным весом. Это комбинация усиленной передней и хвостовой частей фюзеляжа 737-700 с центропланом и шасси 737-800. Такая модификация позволила увеличить максимальный взлетный вес до 77,6 т, что на 7,5 т больше, чем у обычных 737-700.
PrivatAir (Женева) эксплуатирует BBJ с компоновкой салона в варианте бизнес-класса на 44-48 мест, выполняя регулярные перевозки в интересах авиакомпаний KLM, Lufthansa и Swiss Airlines. Для нерегулярных и чартерных перевозок у нее есть 28-местный BBJ и 56-местный BBJ 2.
BBJ 2, о выпуске которого было официально объявлено в октябре 1999 г., представляет собой модификацию самолета 737-800, которая на 5,8 м длиннее 737-700 и соответственно имеет больший на 25% внутренний объем. Эксплуатация BBJ 2 началась в феврале 2002 г. Он вмещает до 10,8 т дополнительного топлива, что позволяет выполнять полеты на дальность свыше 10400 км. Увеличенная длина фюзеляжа позволила при типовой компоновке дополнительных топливных баков вдвое увеличить объем расположенных в нижней части фюзеляжа багажно-грузовых отсеков. Это очень важный фактор с точки зрения спроса на рынке, особенно на Ближнем Востоке, где пассажиры предпочитают путешествовать, имея при себе значительный объем багажа.
Эксплуатанты самолетов BBJ и BBJ 2 очень разные. Это и фирмы, входящие в первую сотню крупнейших — по данным журнала Business Week — компаний мира (такие, как Aramco, GE, Occidental Petroleum и Tracinda Corp.), и спецслужбы вроде дислоцирующегося на военно-воздушной базе "Эндрюс" 89-го авиакрыла ВВС США, и многочисленные правительственные структуры некоторых стран (например, Австралии, Колумбии, ОАЭ, Иордании, Малайзии, Саудовской Аравии, Туниса, государств Южной Африки). Несколько самолетов есть у крупнейших казино Лас-Вегаса. Три машины приобрела авиакомпания долевого владения NetJets. И, наконец, несколько самолетов находятся в индивидуальном владении — в основном в нефтяной зоне Ближнего Востока. Вообще, в странах Ближнего Востока сосредоточено более четверти всех находящихся в эксплуатации BBJ.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.