Кадровый разрыв

Дефицит летных экипажей прогнозируется к летнему сезону

Кризис 90-х гг. серьезно ударил по подготовке специалистов во всех отраслях российской экономики. Резкое сокращение объемов производства привело к такому переизбытку работников, что подготовка новых выглядела бессмысленно. Профессии оказались невостребованными, и сейчас, на фоне наметившегося экономического роста, это привело к нехватке профессионалов, потому что старые уходят, а молодых нет.
Специфика гражданской авиации только усугубляет общую проблему. И без того высокие требования, предъявляемые к летному составу, еще более ужесточаются. Все острее становится необходимость освоения новых типов ВС, особенно зарубежных. Кроме того, в 2006 г. ICAO утвердит новые правила подготовки авиационного персонала. Сюрпризом они не окажутся, как считают в Ространснадзоре, однако готовиться к их введению нужно уже сейчас.

На первый взгляд, проблемы нехватки летного состава нет вообще. У крупных авиакомпаний, базирующихся в Москве, в листах ожидания числится по 100-200 чел. Однако, уточняет летный директор одной из авиакомпаний, речь идет о нехватке не просто летного, а подготовленного летного персонала, то есть пилотов, способных переучиться на зарубежную авиатехнику, знающих английский язык и имеющих опыт самостоятельных полетов, достаточный для работы в качестве командира воздушного судна. А таких людей как раз и не хватает.
По данным начальника управления надзора за летной деятельности Ространснадзора Евгения Лобачева, еще недавно было 35 тыс. чел. летного состава, сейчас их осталось менее 18 тысяч. Командиров самолетов насчитывается около 5 тысяч, средний их возраст — 46 лет; вторых пилотов — 3,5 тысячи, средний возраст — 37 лет. На вертолетах летают 1,9 тыс. КВС (средний возраст 46 лет) и 1,3 тыс. вторых пилотов (средний возраст 36 лет). Штурманов, бортинженеров и бортмехаников насчитывается 7,2 тыс. чел. Ежегодное списание летного состава, по словам г-на Лобачева, составляет около 450 чел., тогда как училища выпускают около 200 чел. Впрочем, по оценкам представителей авиакомпаний, выпуск из высших летных училищ пилотов, подготовленных для работы на магистральных ВС, не превышает 60-80 чел./год.
Есть и серьезные нарекания по качеству подготовки. По мнению летного директора одной из крупнейших авиакомпаний, "уже сегодня мы имеем очень большие проблемы c набором пилотов для улучшения качества летного состава, особенно для переучивания на зарубежную авиационную технику, и при подготовке к летнему сезону 2006 г. наблюдается явная нехватка летного состава во всех авиакомпаниях".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.