Пролет нормальный

Юридические вопросы предоставления права транзитных пролетов иностранным авиапредприятиям при осуществлении международных авиаперевозок

Александр БАТАЛОВ,
к. ю. н., преподаватель кафедры международного права юрфака МГУ им. М. В. Ломоносова
На протяжении ряда лет необходимость платежей "Аэрофлоту" при осуществлении пролетов над Россией по транссибирским маршрутам вызывает недовольство у иностранных авиапредприятий и авиационных властей многих государств. По их мнению, Российская Федерация в лице ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", взимая сборы за пролет через свою территорию, нарушает принципы свободной торговли. В основе разногласий, очевидно, лежат экономические и политические причины. Вместе с тем необходимо особо отметить и недостаток ясного понимания проблемы с международно-правовой точки зрения как за рубежом, так и в России. Поэтому, не касаясь политических аспектов, попытаемся провести как можно более объективный правовой анализ данной проблемы.

Право пролетов в системе коммерческих прав
Согласно статье 6 Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной 7 декабря 1944 г. (далее — Чикагская конвенция 1944 г.), регулярные международные воздушные сообщения могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства только по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Данное положение прямо вытекает из основополагающего принципа международного воздушного права, также закрепленного в Чикагской конвенции 1944 г. — принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Каждое государство вправе разрешать, ограничивать и запрещать, а также регулировать порядок выполнения любых полетов на свою или через свою территорию, включая полеты с целью коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
В настоящее время регулярные воздушные сообщения между большинством государств, включая Российскую Федерацию, устанавливаются и регламентируются главным образом на основе двусторонних межправительственных соглашений. В их рамках государства определяют договорные воздушные линии и обмениваются коммерческими правами, позволяющими авиапредприятиям перевозить пассажиров, грузы и почту. В международном воздушном праве коммерческие права подразделяются в зависимости от их объема на несколько категорий — так называемые свободы воздуха. В настоящее время практика регулирования международных воздушных сообщений позволяет выделить семь свобод воздуха (см. врезку).


Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№194, ноябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.