Россия создает вертолетный холдинг

Константин ЛАНТРАТОВ, корреспондент газеты "Коммерсант", - специально для АТО
Правительство России завершает формирование вертолетостроительного холдинга "Вертолеты Миля", который будет одним из крупнейших производителей вертолетов в мире. В холдинг должны войти все российские предприятия, занятые разработкой и производством вертолетов марки "Ми".
Процесс интеграции и укрупнения авиапромышленных предприятий начался в США и Европе в 1990-х гг. В России эти процессы несколько затянулись из-за пришедшейся на тот же период неустойчивой финансово-экономической ситуации. Вертолетостроительные предприятия - впрочем, как и все российское авиастроение - оказались в 90-х гг. в состоянии глубокого кризиса. После развала СССР произошел обвал государственного оборонного заказа и резкое снижение пассажирских авиаперевозок. Авиационная промышленность оказалась практически полностью незагруженной.
Во второй половине прошлого века из 65 тыс. вертолетов, произведенных в мире, 20 тыс. было собрано в СССР. В 60 стран экспортировано более 4500 вертолетов марки "Ми". В 1970-1990-х гг. их экспорт составлял 30-50% в общем объеме экспорта авиационной промышленности СССР. В Советском Союзе ежегодно изготавливалось до 700 вертолетов гражданского и военного назначения. Однако за последнее десятилетие Россия серьезно сократила их выпуск. Пик падения объемов производства пришелся на 1999 г., когда в России появилось всего 40 новых вертолетов.
В последние годы в российской вертолетостроительной промышленности наметился определенный рост. Согласно прогнозу американского аналитического центра Teal Group, в предстоящее десятилетие на мировом рынке может быть продано 988 российских вертолетов марки "Ми" на общую сумму в 6 млрд долл., что составит около 10,7% всех мировых поставок вертолетной техники.
Спрос на вертолеты российского производства на внешнем рынке сохраняется лишь на машины, сертифицированные по международным требованиям. В основном это Ми-17 и его модификации. Потенциал данного сектора рынка достигает 35-40 машин в год.
На рубеже XX и XXI веков государство тоже занялось структурной реорганизацией отрасли для повышения эффективности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. В 2003 г. завершилось формирование крупнейшей в России авиационной холдинговой компании "Сухой". В настоящее время правительство рассматривает проект создания объединенной самолетостроительной компании, в которую вошли бы все российские производители гражданских и военных самолетов.
Тем временем в 2001 г. единый государственный посредник в области военно-технического сотрудничества - государственное предприятие "Рособоронэкспорт" предложило создать интегрированную структуру, объединяющую всех российских производителей вертолетов марки "Ми". 11 октября 2001 г. было принято постановление правительства России о формировании интегрированной структуры для обеспечения координации действий вертолетостроительных предприятий в технической, финансово-экономической и маркетинговой политике.
На этот момент в стране оказалось четыре предприятия, производящих вертолеты марки "Ми":

  • ОАО "Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля" (МВЗ) является основным разработчиком вертолетов одновинтовой схемы марки "Ми". На заводе изготовлено свыше 26 тыс. вертолетов "Ми". Это более 95% винтокрылых машин, выпущенных в СССР и России, и более 25% мирового производства. Основными из ныне выпускаемых стали вертолеты Ми-35, Ми-35М, различные модификации военно-транспортных вертолетов Ми-8, топливозаправщик Ми-26ТЗ. В рамках совместной программы с западноевропейским консорциумом Eurocopter строится средний многоцелевой вертолет Ми-38.
  • ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (У-УАЗ) производит вертолеты семейства Ми-8 и Ми-171 и осуществляет их техническое обслуживание.
  • ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) производит различные модели вертолета Ми-8, Ми-14, транспортный Ми-17, пассажирский Ми-172, военно-транспортный Ми-17-1В, Ми-17МД, госпиталь Ми-17-1ВА.
  • ОАО "Ростовский вертолетный производственный комплекс "Роствертол"" - в настоящее время серийно выпускает тяжелый транспортный вертолет Ми-26, топливозаправщик Ми-26ТЗ, ударный многоцелевой вертолет Ми-24 в различных модификациях, транспортно-боевые вертолеты Ми-35, Ми-35М и запасные части к ним. Сейчас готовится к серийному производству новый ударный вертолет Ми-28Н, который в этом году ВВС России планируют принять на вооружение.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.