Скандинавия: особенности полетов на Крайнем Севере

Скандинавия, жители которой составляют всего 5% от совокупного населения Европы,
Скандинавия, жители которой составляют всего 5% от совокупного населения Европы, принимает на себя 10% всего европейского трафика деловой авиации
Источник:
: Приложение "Деловая авиация" // Скандинавия: жизнь под полюсом
Подробно об авторе:
Дэвид Эслер

C политической точки зрения это Европа. С эксплуатационной — Крайний Север. С точки зрения бизнеса — один из самых притягательных регионов. Захватите теплую куртку, резервную GPS — и добро пожаловать в Скандинавию.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как ведет себя навигационная система "Лоран", когда самолет пересекает Северный полюс? После того как на дисплее высветится "90°N", как поведет себя FMS? Как она сориентируется "по ту сторону", если любое направление с полюса — на юг? Смогут ли датчики GPS достоверно вычислить местоположение, учитывая, что большинство спутников в орбитальной группировке сосредоточено над средними широтами?

Давно, еще в 1990 г., в составе экспедиции, проводившей испытания лазерного гироскопа Honeywell в полярных широтах, пилот специально оборудованного Gulfstream IV Джерри Нортон это выяснил. Спустя три часа после вылета с острова Западный Шпицберген (Норвегия), расположенного на 78° северной широты (там, кстати, самый северный аэропорт с искусственным покрытием ВПП), FMS выполнила тест достоверности датчиков инерционной системы и GIV прошел ровно над точкой Северного полюса. Затем, отмечая несогласованность данных, система отключила блоки IRS один за другим. Далее, оставшись без датчиков относительного положения, FMS перешла в режим счисления пути (по скорости, направлению и времени полета). Возникла неловкая пауза. Соскользнув с полюса, Gulfstream выполнил неуверенный разворот, и его стало сносить. "Нас вдруг чрезвычайно заинтересовало положение солнца", — рассказывает Нортон. Постепенно на экипаж снизошло осознание пикантности ситуации: они остались без надежных навигационных средств, не зная, в каком направлении лететь. Фактически они заблудились на крыше мира. Из-за магнитных аномалий обычный компас стал бесполезен. А GPS в те времена еще работала в тестовом режиме, поскольку на орбите находилось лишь несколько спутников. И хотя находившиеся на борту инженеры захватили с собой три GPS-сенсора для сравнения полученных данных с данными тестируемой навигационной системы, полагаться на них не приходилось.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.