Сколько потратить для экономии

Тезис о том, что существенный резерв оптимизации процессов в деятельности авиакомпании заложен в применении современных информационных технологий, сегодня готовы оспаривать разве что финансисты. Далекие, на первый взгляд, от коммерции функции подготовки расчета полета и брифинга для экипажа за два десятилетия претерпели переход от расчетов на калькуляторе к комплексным программам, позволяющим за минуты подобрать оптимальный маршрут с учетом всех возможных факторов. Тем не менее резерв оптимизации не исчерпан: выбор наилучшего с точки зрения экономической эффективности маршрута полета за счет использования новых возможностей программного обеспечения позволит авиакомпании контролировать и сокращать свои расходы, что со временем окупит затраты на оптимизацию.

В российских авиакомпаниях комплекс функций обеспечения рейса от предварительного планирования и подготовки расчета полета, его оперативной корректировки, брифинга экипажа и до анализа полета после его завершения (то есть все то, что в практике западных компаний называется flight dispatch) выполняется разными подразделениями. При этом набор методов и решений для реализации этих задач в каждой авиакомпании свой и уровень их автоматизации и функциональности варьируется в широких пределах. Распространенная еще десятилетие назад практика создания собственных программ сегодня не оправдывает себя ни по экономике, ни по качеству и уступает место программным продуктам, предлагаемым отраслевыми IT-провайдерами.
Представленные на рынке решения SITA, Jeppesen, Lufthansa Systems, Sabre, Navtech, AirData и других разработчиков позволяют комплексно подходить к обеспечению полетов. Однако и здесь есть свои особенности и ощутимые отличия. Как правило, тот регион, в котором базируется разработчик и его крупнейшие клиенты, проработан тщательно и проблем не вызывает. Но стартовому заказчику в новом регионе приходится брать на себя работу по адаптации системы под новые условия.
Весьма ярко эти особенности проявляются при работе в России, что связано не в последнюю очередь с источниками аэронавигационной информации. Большинство систем используют базы данных Jeppesen, основанные на публикуемых каждой страной сборниках аэронавигационной информации AIP (Aeronautical Information Publication). В AIP России представлена лишь та аэронавигационная информация, которая необходима иностранным пользователям российского воздушного пространства. Данные по внутренним трассам и аэропортам, не имеющим международного статуса, содержатся в сборниках ЦАИ ГА. Ежемесячная интеграция данных от двух поставщиков — процесс довольно трудоемкий. В итоге получается, что для успешной работы с программой первостепенную роль играет квалификация пользователя, тогда как задача автоматизации в том, чтобы гарантировать результат независимо от уровня оператора.
Впрочем, прежде чем приступить к выбору программы, необходимо понять, какие преимущества получит компания в результате внедрения нового ПО, какие цели ставить и каких результатов ожидать. По крайней мере, именно этот вопрос зададут финансисты.
Безусловно, усовершенствование процессов и процедур неизбежно приводит к оптимизации деятельности отдельно взятой структуры и всей компании в целом, минимизации трудозатрат и повышению эффективности. Йорг Пиколин, директор по управлению программными продуктами компании Lufthansa Systems, приводит пример: "Один из пользователей нашей системы — авиакомпания, выполняющая около 900 рейсов в день. При этом в смене, обеспечивающей полеты, работают два диспетчера". Но есть результаты, ощутимые и в более срочной перспективе, — в первую очередь экономия топлива, являющегося самой большой статьей в структуре расходов авиакомпании, за счет выбора оптимального маршрута для каждого рейса. Более того, точный расчет полета позволяет летному экипажу брать меньше резервного топлива, благодаря чему достигается дополнительная экономия. "Ведь если пилот не доверяет расчету, он зальет больше керосина, чем необходимо, и тем самым сведет на нет все, что вы выиграли своими расчетами", — говорит Пиколин.
Как отмечалось выше, база данных — ключевой момент в работе системы. Программа Lido (Lufthansa Integrated Dispatch Operations) отличается от других предложений тем, что использует базу данных авиакомпании Lufthansa.

Lido

Учитывая множество факторов, Lido OC создает несколько маршрутов (здесь — из Домодедово в аэропорт Нарита, Токио), каждый из которых оптимизирован по определенному критерию: стоимость, расход топлива, время, расстояние и т. д.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.