Скорее жив, чем мертв

Рынок авиационных грузоперевозок может восстановиться в 2010 г.

Мадху УННИКРИШНАН, Нью-Йорк
Рынок авиационных грузоперевозок, ситуация на котором обычно предвосхищает изменения в состоянии экономики в целом, подает признаки жизни: в марте темпы падения замедлились после спада грузооборота более чем на 20% в течение трех кварталов подряд. Но на полное восстановление может уйти больше года, предупреждают аналитики. Они ожидают, что всемирный рынок воздушных грузоперевозок возобновит рост не раньше первой половины 2010 г.
По данным IATA, объемы воздушных грузоперевозок начали резко снижаться во второй половине прошлого года, когда всемирный экономический кризис привел к падению промышленного и потребительского спроса на товары.
Но сейчас есть признаки того, что рецессии приходит конец. Джейсон Грант, финансовый директор грузового авиаперевозчика Atlas Air Worldwide, говорит, что объемы экспорта из Китая в марте показали небольшой рост: "Наблюдается рост экспорта, но не стоит обольщаться — это результаты всего лишь одного месяца".
Авиационные грузоперевозки — традиционно надежный индикатор состояния экономики. Замедление в этом секторе предвещает экономический спад, а возобновление роста сигнализирует о скором экономическом подъеме. "Именно поэтому Boeing пристально следит за грузовым рынком, — говорит вице-президент компании по маркетингу Рэнди Тинзет. — Нынешняя слабость рынка авиационных грузоперевозок побудила производителя снизить темпы выпуска модели 777, поскольку количество заказов на грузовой вариант этого самолета по-прежнему невелико".
Экспресс-перевозчики почты и грузов чувствуют себя лучше, чем компании, специализирующиеся на традиционных грузовых отправлениях, говорит Питер Харн, старший вице-президент по авиационным перевозкам компании DHL. Объемы внутриазиатских экспресс-перевозок в I квартале текущего года были довольно скромными, но грузопоток на маршрутах с Ближнего Востока и из Азии в Европу оставался внушительным. "В целом же на рынке меньше активности, чем раньше", — признает Харн.
Грузопотоки сокращаются по всем секторам авиаперевозок. Вне зависимости от экономической ситуации, перевозка груза по воздуху обходится более чем в 10 раз дороже по сравнению с доставкой наземным или водным транспортом. "Тем не менее компании, отправляющие ценные или скоропортящиеся грузы, будут продолжать пользоваться услугами авиаперевозчиков", — говорит Роберт Даль, управляющий директор консалтинговой компании Air Cargo Management. Ему вторит Грант, который отмечает, что недавний ввод в эксплуатацию высокоскоростных грузовых морских судов очень незначительно отразился на бизнесе Atlas.
"Экономический спад ускоряет плановый вывод из эксплуатации грузовых самолетов Boeing 747-200, чей средний возраст составляет 30 лет, — говорит Даль. — Основную часть этих провозных мощностей перевозчики не будут восполнять новыми ВС".
В середине апреля авиакомпания Delta Air Lines заявила, что к концу текущего года спишет устаревший и неэффективный парк самолетов 747-200, доставшийся ей в результате прошлогоднего поглощения Northwest Airlines — последнего в США сетевого перевозчика, эксплуатировавшего "чистые грузовики". По словам представителей Delta, в прошлом году компания потеряла около 150 млн долл. на грузовых перевозках, а в I квартале нынешнего года доходы от грузоперевозок упали на 44% по сравнению с тем же периодом 2008 г.
Возможно, что на этом сокращение парков не закончится. "С рынка необходимо вывести еще больше провозных мощностей", — говорит Грант. Но даже в случае дальнейшего сокращения парков рынок авиационных грузоперевозок сумеет справиться с увеличением спроса, после того как экономическая ситуация улучшится.
Как ожидается, всемирный ВВП начнет расти в первой половине 2010 г. Еще до того компании станут пополнять свои складские запасы. "К концу текущего года у нас будет позитивная динамика", — считает Грант.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.