Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России

Доклад на конференции ТОиР авиационной техники в России и СНГ, 1 марта 2012г.
Подробно об авторе:
Генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА д.т.н., профессор В.С. Шапкин

Роль авиации в транспортной системе России

В 2010 году воздушный транспорт более, чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта больше, чем железнодорожного,уже на 50%. Наиболее интенсивно в прошедшем десятилетии развивался международный сегмент рынка авиационных перевозок.

Роль авиации в транспортной системе России

Десятилетие роста объемов авиаперевозок

За 2010 год рынок полностью компенсировал последствия кризиса, активно отреагировав на возобновление экономического роста и снижение авиатарифов. В целом, в 2001-2010 годах средний темп роста пассажирских перевозок составлял 10,7% в год.

В 2011 году продолжилась тенденция роста авиаперевозок. Пассажирооборот вырос на  13,4% и составил 167 млрд. пкм, тем самым обновив уровень исторического максимума, сохранявшийся с 1990 года.

Десятилетие роста объемов авиаперевозок

Аэродромная сеть России

Численность аэродромов сегодня в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. К концу прошлогодесятилетия негативнаятенденциясжатия аэродромной сети приостановилась, за 2010 год численность аэродромов даже немного выросла. Но в 2011 году численность аэродромов вновь сократилась на 5%. Сегодня аэродромная сеть включает 315 аэродромов, в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В.

Аэродромная сеть России

Авиакомпании России

За 2011 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 126. При этом по итогам года 60% пассажирооборота обеспечили 5 лидирующих авиакомпаний (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь, Оренбургские авиалинии), 90% пассажирооборота обеспечили 17 авиаперевозчиков. 

Соотношение и количество государственных и частных авиакомпаний России с 1991 по 2011 гг

Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

Темпы роста перевозок российских авиакомпаний за 2001-2010 годы составили в среднем 6,5% в год по грузообороту и 10,7% в год по пассажирообороту. Это выше темпов роста мирового рынка примерно в 2,5 раза. Пассажирооборот российских авиакомпаний вырос за 2001-2010 годы в 2,8 раза, в то время как мировой рынок – в 1,5 раза.В 2011 году сохранилось двукратное превышение темпов роста российского авиатранспортного рынка по сравнению с мировым.

Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок

Средние темпы роста авиатранспортного рынка в период до 2030 года оцениваются в 7,5% в год. Это обеспечит удвоением объемов авиаперевозок за 10 лет и позволит пассажирским перевозкам выйти на уровень 300 млрд. пкм в 2020 году, а через 20 лет вырасти в 3,7-4,8 раза, в т.ч. за счет выхода авиакомпаний на рынок транзитных через территорию России перевозок.

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок

Состав действующего коммерческого парка

По состоянию на начало 2012 года в составе действующего парка российских авиакомпаний было 605 магистральных и 340 региональных пассажирских самолетов, 32 самолета класса бизнес-джет, а также 127 грузовых самолетов.

Магистральные самолеты 605 ед.
Отечественного производства
Ил-96-300 10
Tу-214 8
Tу-204-100 9
Ил-62М 11
Tу-204-300 6
Tу-154M 39
Ту-1546 9
Як-42 59
SSJ-100 4
Итого 155
Западного производства
В-747-400 15
В-747-300 4
В-747-200 1
В-777-300 2
В-777-200 10
А-330-300 12
А-330-200 5
В-767-300 29
В-767-200 3
А-310 1
В-757-200 32
В-737-800 47
А-321 29
В-737-700 8
В-737-400 24
В-737-300 12
А-320 87
В-737-500 78
В-737-200 2
А-319 49
Итого 450
Региональные самолеты 340 ед.
Отечественного производства
Tу-134 60
Ан-148 8
Ан-26-100 26
Ан-24 90
Ан-140 3
Як-40 55
Ан-38 2
Итого 244
Западного производства
ATR-72 17
CRJ-100/200 47
SAAB 2000 5
DHC-8-300 3
ATR-42 14
ЕМВ-120 3
SAAB 340 5
Dash 8-100/200 2
Итого 96
Грузовые самолеты 127 ед.
Отечественного производства
Ан-124-100 14
Ан-124 1
Ил-96-400Т 3
Ил-96-300 1
Ил-76ТД-90 4
Ил-76ТД 20
Ил-76Т 2
Ил-76МД 18
Ил-62М 3
Tу-204C 3
Ан-12 7
Ан-74 7
Ан-32 2
Ан-30 4
Ан-26 23
Итого 112
Западного производства
B-747-400F 8
B-747-300F 1
B-747-200F 2
B-757-200F 1
MD-11F 3
Итого 15
Business jet 32 ед.
ВАе125 9
Cessna 525 1
Cessna 680 1
Challenger 300 2
Challenger 600 4
Challenger 850 4
Falcon 7X 2
Falcon 900 6
Gulfstream 450 1
Gulfstream IV 1
Gulfstream V 1
Итого 32

Объемы использования парка самолетов

Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 6%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2011 году составил 89% (по сравнению с 18% в 2000 году), а в грузооборот – 79%. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок была максимальной в 2006 году, когда она составила 9%, а сегодня сократилась до 5%.

Объемы использования пассажирского и грузового парка самолетов

Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет

За 2001-2010 годы удельный расход топлива российских авиакомпаний снизился в 1,8 раза. При этом суммарный расход топлива и, соответственно, объем выбросов парниковых газов, в 2010 году был почти вдвое меньше, чем в 1990 году, и находился на уровне 2004 года, когда объем авиатранспортной работы был на 40% меньше. В 2011 году удельный расход топлива снизился еще на 3,6%, но объем эмиссии парниковых газов вырос на 7% вследствие опережающего роста объемов авиаперевозок.

Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет

Фактические поставки пассажирских самолетов

Объем поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2006-2011 годы в российский парк было поставлено 557 пассажирских самолетов зарубежного производства и 40 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 18 западных и 9 новых российских самолетов.

Фактические поставки пассажирских самолетов

Фактические поставки вертолетов

Наибольшее за последние 6 лет количество новой отечественной авиатехники было поставлено в вертолетный парк – 116 вертолетов, что составляет 20% от общего количества поступивших в парк вертолетов классов пассажиро-вместимости от 3 мест, в числе которых 362 – иностранные вертолеты.

Фактические поставки вертолетов

Структура поставок пассажирских самолетов

Лидерство по количеству поставляемых в парк самолетов постепенно перешло к наиболее конкурентоспособным сегодня на мировом рынке моделям самолетов.

Магистральные самолеты
  2002 – 2003 гг.   2005 – 2007 гг.   2009 – 2011 гг.
1. Ту-154М 20% B-737-500 24,6% B-737-800 18,0%
2. Як-42 17,8% B-737-300 14,2% A320 17,2%
3. A319 11,1% Ту-154М 12,0% B-737-500 13,1%
4. Ил-86 8,9% A319 10,9% A321 7,1%
5. A320 8,9% B-757-200 5,5% A319 6,0%
6. B-767-300 6,7% A320 4,9% B-757-200 4,9%
7. Ту-214 6,7% A310 3,8% B-747-400 4,5%
8. B-767-200 4,4% A321 3,8% A330-300 4,5%
9. Ил-62М 4,4% B-747-200 3,3% B-737-400 4,5%
10. B-737-300 4,4% B-767-300 2,7% B-777-200 3,0%
    93,3%   85,8%   82,8%
Региональные самолеты
1. Ан-26-100 53,1%   Ан-26-100 34,8%   CRJ-100/200 46,9%
2. Ту-134 18,8% Ту-134 17,4% ATR-72-200 14,3%
3. Як-40 9,4% ATR-42-300 15,2% Ан-148 8,2%
4. Dash 8-100/200 9,4% SAAB 2000 13,0% SAAB 340 5,1%
5. Ил-114 6,3% Як-40 6,5% EMB-120 5,1%
    96,9%   87,0%   79,6%

Топливная эффективность ВС в эксплуатации

Поставляемые на замену отечественным самолетам предыдущих поколений западные самолеты обеспечивают примерно вдвое меньший расход топлива на единицу выполненной транспортной работы. Современные российские самолеты семейств Ту-204/214, Ан-148, SSJ-100 по данному показателю также существенно превосходят заменяемые типы, но несколько уступают лучшим аналогам.

Топливная эффективность воздушных судов в эксплуатации

Провозная способность пассажирского парка

До 2015 г. ожидается прекращение эксплуатации большинства отечественных и зарубежных самолетов предыдущих поколений.  К  2020 году потребуется замена части парка самолетов В-767, Ил-96, В-737, А-320, Ту-204, а также практически всех региональных самолетов.  Располагаемая провозная способность действующего сегодня парка к 2020 году сократится вдвое, в то время как потребная провозная мощность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет значительные потребности авиакомпаний в дальнейшем обновлении и расширении парка.

Провозная способность пассажирского парка региональных и магистральных воздушных смудов

Емкость внутреннего рынка пассажирских самолетов

Учитывая списание устаревших типов воздушных судов в связи с отработкой ресурсов и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям оценивается в 1030-1200 ВС в период до 2020 года. Ожидается спрос на самолеты различных классов пассажировместимости, который будет удовлетворяться за счет самолетов как отечественного, так и зарубежного производства.

Класс ВС 2011-2015 2016-2020 2011-2020
Свыше 350 мест 12-30 14-33 26-63
280-350 мест 29-40 43-56 72-96
220-280 мест 0-0 0-0 0-0
170-220 мест 53-60 99-107 152-167
140-170 мест 70-78 51-59 121-137
110-140 мест 63-71 91-103 154-174
85-110 мест 74-82 114-126 188-208
Итого магистральных 313-349 416-480 713-845
60-85 мест с ТРДД 73-80 48-55 121-135
60-85 мест с ТВД 21-25 22-25 43-50
40-60 мест с ТРДД 20-22 14-16 34-38
40-60 мест с ТВД 20-24 15-18 35-42
20-40 мест с ТРДД 0-0 2-3 2-3
20-40 мест с ТВД 40-44 44-48 84-92
Итого региональных 175-193 148-163 319-360
Всего 488-542 564-643 1032-1205

Российские предложения на рынке ВС

Планы российской авиапромышленности связаны с наиболее востребованными сегментами российского и мирового рынка самолетов, что создает предпосылки для занятия ее продукцией существенной доли в российском парке. Недостаточное внимание уделяется разработке региональных и легких самолетов.  

Класс ВС Серийно производимые ВС Примечания
до 2015г. после 2015г.
Широкофюзеляжные магистральные самолеты
- большой вместимости      
- малой вместимости Ил-96-300 ? ШФ БСМС ? Ил-96-300 не пользуется спросом
ШФ БСМС на стадии изучения рынка
Узкофюзеляжные магистральные самолеты
- большой вместимости Семейство
Ту-204(СМ)
Семейство
МС-21
 
- малой вместимости SSJ-100
Ту-334 ?
Развитие
SSJ-100
Вопрос производства Ту-334 не решен
Возможно производство вариантов Ан-158
Реактивные региональные самолеты
- большой вместимости Ан-148 Ан-148  
- малой вместимости      
Турбовинтовые региональные самолеты
- большой вместимости Ил-114 ?
Ан-140 ?
  Вопрос продолжения производства Ил-114 и Ан-140 в России окончательно не решен
- малой вместимости     Работы по проекту Су-80 и производство Ан-38, фактически, остановлены
Многоцелевые самолеты для местных воздушных линий
- на 10-19 пасс.      
- на 7-9 пасс. Ан-3Т ?
М-101Т ?
"Рысачок"
  Производство Ан-3Т и М-101Т, фактически, свернуто. Работы по проекту "Рысачок" затягиваются

Магистральные самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Каждый из выпускаемых или разрабатываемых отечественных самолетов имеет несколько современных конкурентов, получивших сертификат типа АР МАК. Исключением является только класс 100-местных самолетов, где пока не сертифицированы альтернативные SSJ предложения СRJ-1000 и ЕRJ-190, а также класс 70-местных реактивных региональных самолетов, где отсутствует альтернатива Ан-148.

Класс ВС Типы ВС
Производства СНГ Западного производства
450-600 мест   B-747, B-777-300
350-450 мест   B-777-200, A330-300
280-350 мест Ил-86, Ил-96-300 B-767-300, A330-200, A300, DC-10
220-280 мест   A310, B-767-200
170-220 мест Ту-204-100, Ту-214 B-757-200, A321, B-737-800
140170 мест Ту-204-300 B-737-300/-400/-700, A320
110-140 мест Як-42 B-737-200/-500/-600, A319, B717, DC-9
85-110 мест SSJ-100, Ан-158, Ту-334-100 RJ-85/-100, DC-9/-10/-20
Жирным выделены типы ВС, производимые в настоящее время

Региональные и легкие самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечест-венной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.

Класс ВС Типы ВС
Производства СНГ Западного производства
Реактивные региональные пассажирские самолеты
60-85 мест Ан-148-100 RJ-70
40-60 мест Ан-74ТК-300 CRJ-100/-200, ERJ-145
20-40 мест   ERJ-135
Турбовинтовые региональные пассажирские самолеты
60-85 мест Ил-114/-100 ATR-72
40-60 мест Ан-140/-100 ATR-42, Dash-8-300, SAAB 2000
20-40 мест Ан-38-100 Dash-8-100/-200, SAAB 340, EMB-120
Легкие многоцелевые самолеты
15-19 мест   Ан-28, Л-410/-420
10-14 мест   Beech 300
7-9 мест Ан-3Т, М-101Т Ce-208, PC-12, P.180
4-6 мест Бе-103, СМ-92Т, Аккорд 201 Ce-206, PA-46, PA-34
Жирным выделены типы ВС, производимые в настоящее время

Доля зарубежных самолетов в действующем парке

Отсутствие в России серийного производства целого ряда классов воздушных судов определяет сохранение значительной потребности воздушного транспорта России в использовании иностранной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском коммерческом парке пассажирских самолетов оценивается в 60%, в грузовом парке – в 30%. Эти оценки предполагают успешную реализацию российских программ производства современных самолетов, доля которых в поставках в пассажирский парк должна вырасти с сегодняшних 10% до перспективных 40%, а в грузовой – до 50%.

Пассажирские самолеты Грузовые самолеты
Доля зарубежных пассажирских самолетов в действующем парке Доля зарубежных грузовых самолетов в действующем парке

Необходимый темп пополнения летного состава авиакомпаний

Для выполнения прогнозируемого объема перевозок летный состав авиакомпа-ний, начиная с 2013 года, должен ежегодно пополняться еще на 370-510 пилотов самолетов в дополнение к плановому выпуску пилотов самолетов из учебных заведений Минтранса РФ. А в ближайшие годы – и на большую величину. 

Необходимый темп пополнения летного состава авиакомпаний

Выводы

  • В 2000-е годы в парк российских авиакомпаний поставлено более 900 пассажирских самолетов.
  • Располагаемая провозная способность действующего парка к 2020 году сократится вдвое, а потребная провозная способность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет потребность авиакомпаний в 700-850 магистральных и 300-350 региональных самолетов до 2020 года.
  • Конкуренция и отсутствие производства в России ряда классов самолетов определяют сохранение в парке высокой доли зарубежной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском пассажирском парке оценивается в 60%.
  • Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним из самых динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе. 
Понравился материал?

Подпишитесь на Ежедневный дайджест ATO.RU и будете знать о всех событиях авиатранспортной отрасли.
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписчики бюллетеней участвуют в ежемесячном розыгрыше призов, среди которых пологодовая подписка на журнал "Авиатранспортное обозрение" и новые номера журнала в формате pdf. Читайте бюллетени ATO.RU и участвуйте в розыгрыше призов! Ежедневный дайджест:


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№171 июль-август 2016
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты

Календарь ATO Events

7 сентября 2016 г., г. Москва
13–14 сентября 2016, г. Набережные Челны
22 сентября 2016 г., г. Москва
09—10 ноября 2016 г., г. Москва
21-22 ноября 2016 г., г. Москва
Напоминаем, что ...

Вы можете получать уведомления о наших новых материалах в свой почтовый ящик, подписавшись на ежедневный "Дайджест ATO.RU" или одну из тематических рассылок.

Для управления подпиской на рассылки перейдите на вкладку Редактировать в своем личном кабинете и выберите наиболее подходящие рассылки внизу страницы.

Блоги

Признаки обновления означают, что отрасль успешно подстраивается под новые условия
Уход одних игроков рынка сопровождается приходом других
Иногда происходящее в авиации хочется охарактеризовать этими словами главы Lufthansa
2016 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.