Вертикальный подход

Навигационные комплексы Egnos и Galileo предлагают небывалую точность, но преимущества от их появления реализуются не сразу

Майкл ТАВЕРНА, Париж, Брюссель
Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон
Европейские системы — широкозонная система функционального дополнения Egnos* и система спутниковой навигации Galileo — станут первыми, обеспечивающими заходы на посадку близкие к точным заходам по Категории 1. (* Программа EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Services) направлена на улучшение характеристик точности, целостности и доступности спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, а в перспективе — и Galileo, на территории Европы и Северной Африки (прим. перев.).)
Так же как и широкозонная система функционального дополнения (WAAS) и система спутниковой навигации GPS США, Egnos и Galileo будут способны обеспечить заходы на посадку с уровнем точности несколько меньшим, чем по требованиям Категории 1. Однако при этом они обеспечат стабилизированное наведение в вертикальной плоскости, которое значительно уменьшает риск происшествий при посадке. Такой уровень точности, определяемый Международной организацией гражданской авиации (ICAO) как APV (заход на посадку с наведением в вертикальной плоскости), позволяет использовать системы дополнения спутникового базирования (SBAS) в качестве вторичного средства навигации для посадок по Категории 1, но с минимумом в 75 м вместо 60 м, предусмотренных Категорией 1.

Внедрение сети оценки целостности, качества и выполнения требований к системе позволит гарантировать готовность и надежность сигналов Egnos/Galileo. Она включает в себя опорные станции измерения дальности и мониторинга целостности RIMS, наземные станции закладки навигационных данных NLES, управляющие контрольные центры MCC, оборудование оценки и проверки требований PACF и оборудование гарантии качества ASQF
ICAO определяет два уровня точности наведения в вертикальной плоскости в этой категории заходов — APV 1 (20 м) и APV 2 (8 м), которые хуже установленной Категорией 1 точности в 6 м, обеспечиваемой традиционной системой посадки по приборам (ILS). По словам Бенуа Рутье, французского эксперта по гражданской авиации, Egnos и Galileo удовлетворяют требованиям по APV 2, в то время как WAAS и GPS — по APV 1. Более того, отмечает г-н Рутье, исследования процедур Egnos/APV 2 показали лучшую по сравнению с заявленными спецификациями точность (до 1-2 м); таким образом, минимум посадки при использовании Egnos может быть постепенно снижен. Egnos/Galileo также смогут обеспечить гарантии целостности и готовности, не предоставляемые WAAS/GPS.
Разница между американскими и европейскими системами может уменьшиться в результате внедрения GPS 3, начало которого запланировано на 2012-2013 гг. Специалисты отмечают, что наилучших результатов можно достичь путем комбинации сетей, совместимость которых обеспечивается политическим соглашением, заключенным в июне 2004 г.
Несмотря на быстрые темпы разработки, внедрение Egnos проходит медленнее, чем WAAS. По словам Лорена Готье, менеджера программы Egnos Европейского космического агентства, которое совместно с Европейской комиссией и Евроконтролем финансирует программу, ошибки в программном обеспечении привели к переносу срока предоставления регулярных услуг для приложений, не связанных с безопасностью полетов, на март. Сертификация Egnos для использования по правилам полетов по приборам (IFR), полученная системой WAAS в 2003 г., не ожидается ранее осени 2006 г.
Европейские руководители считают, что сертификация Egnos для IFR позволит на несколько лет сократить срок внедрения процедур захода на посадку, близких к Категории 1, по сравнению с тем, сколько потребовала бы сертификация Galileo для использования в тех же целях.
Задержка сертификации отражается в неспешном темпе внедрения процедур APV в Европе, которые вступят в действие в ноябре 2006 г. Г-н Рутье считает, что такой темп частично вызван высокой плотностью традиционных систем ILS в европейской маршрутной сети и экономическими факторами.
По его словам, улучшение экономического климата в последнее время позволило Евроконтролю объединить в прошлом году отдельные организации, занимающиеся проблемами глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS) и традиционной навигацией. Ожидается, что это позволит начать реализацию планов сближения и внедрения различных процедур APV и Категории 1 уже в этом году.
В дополнение к этому в прошлом году ЕС принял решение профинансировать половину стоимости внедрения Egnos/ APV 2 до 2007 г. в рамках программы "Трансъевропейская сеть". Существуют хорошие шансы на дополнительное финансирование до введения в эксплуатацию системы Galileo в 2010 г.
Сторонникам APV, тем не менее, предстоит решить сложную задачу: убедить европейские авиакомпании, ранее игнорировавшие вклад в финансирование Egnos, в том, что использование этих методов будет экономичным. По словам г-на Готье, начальной целью станут некоторые "нишевые" приложения Egnos — к примеру, предложение услуг IFR в регионах, где системы ILS немногочисленны (Африка и Ближний Восток), а также европейским региональным авиакомпаниям.
Жан-Франсуа Бу, возглавляющий программу Galileo в компании Thales, отмечает, что внедрению услуг Egnos без роста затрат клиентов будут содействовать различные факторы — в частности, возможность прекращения использования некоторых наземных навигационных средств. По его словам, стоимость модернизации многорежимных приемников — новое ПО, микросхемы и сертификация, — как ожидается, не станет сдерживающим фактором. "Значение будет иметь то, — говорит он, — насколько Egnos сократит задержки воздушного движения".
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.