Вертолет в Поднебесной: сегодня и завтра

Китай развивает собственное вертолетостроение, и Россия рискует утратить этот рынок

Дмитрий РЕГЕНТОВ, ОАО "Вертолетная сервисная компания"
В конце сентября 2005 г. в небольшом городе Цзиндэчжэнь, родине китайского фарфора, состоялась церемония официального открытия офиса совместного предприятия с длинным названием "Вертолетная компания Changhe-Agusta в Цзянси". С открытием предприятия итальянцы подали серьезную заявку на долю китайского рынка вертолетной техники, который, по разным оценкам, в ближайшие 10 лет составит от 910 до 1800 машин. В 2006 г. это предприятие занялось плановым техническим обслуживанием парка вертолетов AgustaWestland в Китае, а также освоением лицензионного производства гражданского вертолета A109.
В 2006 г., кроме того, началось развитие совместного проекта европейского авиакосмического гиганта EADS и Второй авиационной корпорации Китая (AVIC II) по разработке гражданского вертолета. По данным входящей в EADS компании Eurocopter, обе стороны инвестируют по 360 млн долл.; первый полет намечен на 2009 г., а получение европейского и китайского сертификатов — на 2011 г., тогда же начнется и серийное производство.
Эти сообщения можно было бы оставить без внимания, если бы не одно обстоятельство: рынок не знает и не имеет российских гражданских вертолетов. А что это за рынок, что будет с ним, если учитывать стабильные темпы развития Китая, — знать необходимо. И не только для эрудиции, но и для понимания того, какой рынок проигрывает Россия.

Вертолет в Китае сегодня
В Китае вертолеты начали активно эксплуатировать в гражданском секторе с 1965 г. На настоящий момент в гражданском секторе летает примерно от 70 до 120 единиц (точную численность парка назвать затруднительно в силу отсутствия статистических данных по некоторым ведомствам двойного подчинения). На 90-95% парк состоит из импортных машин, и только на 5-10% он представлен техникой национального производства. По численности вертолетного парка Китай значительно отстает от таких стран, как США, Япония, Канада. Разница огромна. При 30 тыс. машин в США в КНР летает не более 300 (включая и парк силовых ведомств). Значительна разница и в количестве вертолетов на 1 млн чел. в гражданском секторе. Если в Канаде на 1 млн чел. приходится 56 вертолетов, в США 40, в Японии 15, то в Китае эта цифра составляет примерно 0,06 машины. В военной сфере этот показатель также значительно ниже. Так, в Японии на 10 тысяч военнослужащих приходится 26,4 вертолета, в Таиланде 9,2, в Монголии 11,2, а в Китае это всего лишь 0,67 машины.
Основная масса парка вертолетов сосредоточена в силовых структурах и представлена в основном машинами "не первой свежести", хотя имеются и новые вертолеты национального и иностранного производства. Последняя группа составляет небольшое количество — по оценке зарубежных экспертов, не более 10-15% от всего парка. Основа парка — средние вертолеты. Доля легких пока мала, хотя по плану развития парка на них отводится до 45-60%. Тяжелые вертолеты (по оценке Гонконгского центра изучения Китая) составляют от 3 до 5% парка и представлены главным образом импортными машинами.
Среди силовых ведомств основными эксплуатантами являются ВВС, Морская авиация ВМС, Пограничные части, Авиачасти Управления лесной охраны Министерства общественной безопасности Китая (МОБ), Поисково-спасательная служба Министерства транспорта Китая (находится в двойном подчинении), Авиачасти Управления общественной безопасности провинций МОБ.
Задачи, выполняемые вертолетной техникой, зависят от ведомственной принадлежности и условий. Вместе с тем можно перечислить основные направления использования вертолетов в Китае, это:
а) проведение операций по тушению пожаров в лесных массивах, в черте города и на спецобъектах;
б) проведение поисково-спасательных операций на море и в горах;
в) обеспечение борьбы с пожарами в черте города и на спецобъектах;
г) мониторинг, рекогносцировка и управление транспортным потоком в черте города, на внутренних водных трассах, на линиях каботажного плавания в пределах прибрежной полосы и в акватории портов;
д) поиск и преследование правонарушителей, воздушное патрулирование в составе дежурной смены;
е) транспортировка грузов и пассажиров в условиях сложного рельефа и на высокогорье;
ж) мониторинг ЛЭП, путепроводов и доставка ремонтных групп к местам аварий;
з) осуществление полетов медико-эвакуационной службы в городе и в удаленных районах страны.

Планы либерализации и рынок
Учитывая возрастающую потребность в вертолетах всех классов, в силу развития структуры ведомств и в целях обеспечения проводимых Китаем в 2008 г. Олимпийских игр и в 2010 г. Всемирной выставки в Шанхае, правительство страны разработало план развития вертолетной отрасли и насыщения ключевых ведомств вертолетной техникой.
Одновременно в правительстве идет рассмотрение вопроса о либерализации воздушного пространства, разделении системы контроля над воздушным пространством на гражданский и военный секторы.

Авиастроительные предприятия Китая

Харбинская авиастроительная компания
Выделена в 1999 г. из состава Харбинской авиационной корпорации. Акционерное общество; принадлежит государству. Структурно входит в состав государственной корпорации AVIC II. Специализируется на производстве вертолетов.
Выпускает следующие марки вертолетов:

  • Z-9, аналог вертолета AS365 N1 Dauphin. Масса 5 т. Производство осуществляется по лицензии компании Aerospatiale, структурно входящей в EADS.
  • HC120, аналог вертолета ЕС120, Eurocopter. Масса 1,7 т. Производится в рамках совместного проекта китайской компании с сингапурской компанией Singapore Aerospace и компанией Eurocopter.

Авиастроительная корпорация Changhe
Создана в 1969 г. Акционерное общество; принадлежит государству. Структурно входит в состав государственной корпорации AVIC II. Специализируется на производстве вертолетов.
Выпускает следующие марки вертолетов:

  • Z-8, аналог вертолета SA321JA Super Frelons. Производство начато в 1985 г.
  • Z-11, аналог вертолета AS350 Astar, Eurocopter. Масса 5 т. Производится по лицензии компании Eurocopter.

Корпорация участвует в международной кооперации и производит части к вертолету марки S-92 компании Sikorsky.

602-й НИИ (НИИ вертолетостроения Китая)
Является одним из основных ведущих НИИ вертолетостроения. Расположен в г. Цзиндэчжэнь. В НИИ внедрены все проекты по лицензионному производству вертолетов. Это единственный экспертный центр в Китае по вертолетной технике.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.