Единственного рейса ради

Самолет Airbus A320 авиакомпании Swiss в аэропорту Домодедово
За переходом авиакомпании Swiss в Домодедово стоит длинная история :: Федор Борисов // transport-photo.com

Московский аэропорт Домодедово сообщил о том, что 28 октября 2016 г. исполнилось ровно 15 лет со дня начала сотрудничества с авиакомпанией Swiss International Air Lines.

Обычно юбилейные пресс-релизы о том, что чему-то там исполнилось сколько-то лет, особого интереса не вызывают. Ну, исполнилось и исполнилось. Но в этом случае ситуация особая. Есть что вспомнить и о чем рассказать.

Начнем с того, что 15 лет назад никакой авиакомпании Swiss не было. Зато были швейцарская авиакомпания Swissair и бельгийская Sabena (она входила в Swissair Air Group и фактически контролировалась швейцарской авиакомпанией). Их решение о переводе своих московских рейсов в Домодедово было принципиально важным для аэропорта. В нем недавно закончился самый первый этап реконструкции (ряд его элементов с тех пор уже перестроили), в результате чего аэропорт по своему уровню приблизился к тогдашним российским представлениям о том, каким должен быть международный аэропорт. Но это надо было еще доказать и пассажирам и авиакомпаниям. Поэтому руководство Домодедово начало последовательную политику по привлечению видных международных авиаперевозчиков. Существенной частью этой политики было максимально возможное снижение тарифов на аэропортовое обслуживание — сейчас в это сложно поверить, но 15 лет назад, по неофициальной информации от авиаперевозчиков, аэропортовые услуги в Домодедово обходились на 20–25% дешевле, чем в Шереметьево. Первыми результатами этой политики стало привлечение "Трансаэро" и Air Malta, однако приход респектабельного швейцарского перевозчика поднимал репутацию аэропорта на новый уровень. Следующим принципиальным шагом станет перебазирование в Домодедово авиакомпании British Airways, пятнадцатилетие которого мы будем отмечать в июле 2018 г. Но переход швейцарцев был очень важен для аэропорта.

Затраты на переезд для группы Swissair/Sabena оказались сравнительно невелики: тогдашний генеральный менеджер по России Маркус Албрехт оценил их на уровне 400–500 тыс. долл. Группа тогда выполняла ежедневно два рейса в Цюрих, один в Женеву и один в Брюссель, всего 28 рейсов в неделю. Для сравнения: "Трансаэро", в расписании которой было около 100 рейсов в неделю, потратила на перебазирование около 1 млн долл., но надо учесть и расходы на переезд офиса, которые для швейцарцев были минимальными. Более того, они даже сэкономили на ночевках экипажей — в шереметьевской гостинице Novotel двухместный номер для экипажа стоил 150 долл. за ночь, а в домодедовском "Аэротеле" — менее 50 долл., так что даже за счет расходов на отель переезд окупился примерно за год (тогда летали на A320 с двумя пилотами и восемью бортпроводниками, так что ночевало 10 чел.).

У Swissair тоже были свои аргументы для перехода — кроме более дешевого обслуживания. Они связаны как раз с тем рейсом SR493, который вылетал из Москвы в 7:20 утра и прибывал в Цюрих в 8:55. Именно для обеспечения столь раннего вылета самолет Swissair ночевал в Москве после выполнения вечернего рейса. И именно этот рейс пользовался огромной популярностью среди деловых пассажиров, направлявшихся в Цюрих, — альтернативой был рейс "Аэрофлота", но он прибывал в Цюрих примерно на три часа позже. Кроме того, у рейса SR493 в Цюрихе были удобные стыковки с маршрутами на Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Чикаго. Так что по уровню загрузки, особенно пассажирами бизнес-класса, рейс SR493 всегда был одним из лучших.

Проблема, однако, заключалась в том, что в Шереметьево столь удобный слот для этого рейса был не совсем швейцарским. Он принадлежал компании Delta Air Lines, которая по дружбе уступила Swissair права на его использование в рамках попытки создания альянса — сначала он назывался Atlantic Excellence, а потом Global Excellence. Но альянс оказался неудачным и распался в 1999 г. После этого Delta и Air France сформировали альянс SkyTeam, и в 2001 г. уже было известно о планах "Аэрофлота" вступить в этот альянс, которые впоследствии были реализованы.

Так что Swissair имела веские основания для опасений, что после вступления "Аэрофлота" в SkyTeam либо Delta попросит вернуть слот себе, либо руководство аэропорта Шереметьево по неофициальной просьбе своего базового перевозчика попробует его передвинуть, нарушив, например, возможность стыковки с североамериканскими направлениями. Так или иначе, в 2001 г. Маркус Албрехт признавал, что именно неясная ситуация со слотом рейса SR493 и послужила одной из самых главных причин для перебазирования в Домодедово, в результате которого все проблемы были сняты, а время вылета рейсов в Женеву и Брюссель стало более удобным для группы Swissair/Sabena. С тех пор Sabena успела полностью разориться, а Swissair после банкротства вошла в группу Lufthansa и превратилась в Swiss International Air Lines. Но мы отмечаем пятнадцатилетие ее полетов в Домодедово.

Еще, наверное, стоит отметить, что для British Airways вопрос о слоте на обслуживание тоже стал серьезным аргументом для перебазирования в Домодедово. Британцы много лет добивались возможности открыть удобный для бизнесменов утренний рейс из Шереметьево в Лондон, но у них ничего не получалось — российские авиационные власти всякий раз находили причины для отказа. Помог только переезд в Домодедово.

А для аэропорта Домодедово приход Swiss и British Airways — важнейшие этапы в его развитии. Из ключевых российских перевозчиков следует отметить "Трансаэро" (которая, впрочем, в прошлом году совсем ушла) и "Сибирь", которая после объединения с "Внуковскими авиалинии" выбрала Домодедово своим базовым аэропортом и теперь летает под брендом S7 Airlines.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Rust2008

А теперь, вероятно, Домодедово - самый дорогой аэропорт МАУ, и перевозчики уходят один за другим, та же Air Malta, например. А открытие Жуковского ускоряет этот процесс. Иногда кажется, что авиавласти специально сделали последний "региональным" аэропортом.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№178 апрель 2017

Календарь ATO Events

18 мая 2017 г., г. Москва
Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.