Preighters — новый сегмент рынка грузоперевозок

Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов в условиях новой нормальности
салон прейтера авиакомпании Iberia
:: Iberia

В начале апреля Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала статистику, наглядно демонстрирующую формирование нового сегмента авиарынка, который возник исключительно из-за пандемии COVID-19. Прежде не существовало даже слова preighter — это английский неологизм, полученный в результате слияния слов passenger freighter и четко передающий суть дела: перевозки груза общего назначения (general cargo) в переоборудованных салонах пассажирских самолетов.

Грузооборот (млн ткм) на регулярных перевозках по основным мировым маршрутам (северотихоокеанский, евроазиатский и североатлантический) по типам перевозки (грузовые ВС, прейтеры, багажные отсеки пассажирских ВС) с января по апрель 2019 и 2020 года :: IATA

Как видно из приведенной диаграммы, прейтерные (будем их так называть) перевозки сформировали существенную долю рынка на всех главных мировых маршрутах грузоперевозок: северотихоокеанском, связывающим страны Северной Азии и Северной Америки, евроазиатском, связывающим Азию и Европу, и североатлантическом, связывающим Европу с Северной Америкой. На каждом из направлений доля прейтерных перевозок составила 13–14%, причем на северотихоокеанском маршруте благодаря прейтерным перевозкам грузооборот в 2020 г. даже превысил результаты допандемийного 2019 г. На других маршрутах грузооборот хотя и сократился, но за счет вклада прейтеров не так сильно, как могло бы случиться.

По информации IATA, большинство прейтерных перевозок осуществляется в грузовых отсеках широкофюзеляжных ВС, которые выполняют рейсы без пассажиров. Однако выросли и объемы перевозок грузов в пассажирских салонах. Начиналось все стихийно, когда примерно год назад из-за коллапса пассажирских авиаперевозок многие страны мира столкнулись с катастрофической нехваткой провозных емкостей для доставки средств индивидуальной защиты населения. Многие авиационные администрации приняли временные разрешения, согласно которым легкие коробки с медицинскими масками и прочим перевозились прямо на пассажирских креслах. Например, Федеральная авиационная администрация США (FAA) выпустила подобный документ в середине апреля прошлого года. Надо отдать должное и Росавиации, которая в конце апреля 2020 г. тоже начала выдавать временные разрешения на подобные перевозки. По сути, они стали спасением для российских туристических авиакомпаний, располагающих только дальнемагистральными широкофюзеляжными самолетами, — иного применения для них найти было невозможно.

Поскольку масштабного восстановления международного рынка туристических перевозок на горизонте не наблюдается, многие авиакомпании двинулись дальше и переоборудовали свои ВС в специализированные прейтеры. Например, авиакомпания Emirates демонтировала кресла в салонах экономического класса на 16 своих Boeing 777-300ER; за год авиакомпания выполнила около 30 тыс. рейсов на прейтерах. В марте авиакомпания Air Canada сообщила о своем активном продвижении на рынок перевозок товаров электронной коммерции (как правило, это легкие товары в объемных упаковках, что как раз подходит для пассажирских салонов). Air Canada получила разрешение для переоборудование в прейтеры двух своих Boeing 787, а также добавляет к четырем переоборудованным Boeing 777 еще три ВС, а к трем Airbus A330 — еще два. Авиакомпания United с марта прошлого года выполнила на прейтерах более 11 тыс. рейсов и перевезла свыше 285 тыс. т груза. И это только некоторые примеры.

Количество прейтерных рейсов

Источник: FreightWaves

Для переоборудования в прейтер в пассажирском салоне убираются кресла, вместо них можно устанавливать специальные палеты, замки которых подходят к пазам для крепления кресел. Сверху груз накрывается швартовочными сетями. Проходы остаются свободными для бортпроводников, поскольку в пассажирских ВС нет автоматического контроля дверей; кроме того, в салоне предусмотрены дополнительные огнетушители. Разумеется, разработаны и рекомендации по загрузке и центровке прейтеров. Важно отметить, что все перечисленные меры не относятся к главным изменениям конструкции, то есть не требуют дополнительной сертификации. По словам представителя одного из авиаперевозчиков, "российские авиакомпании неукоснительно соблюдают все требования и предписания по перевозке грузов в пассажирских салонах, выпущенные разработчиками ВС и авиационными администрациями государств, в которых эти ВС зарегистрированы. Более того, перевозчики оперативно доработали и утвердили в надзорных органах все необходимые документы, определяющие порядок производства и выполнения подобного рода полетов. Однако остается актуальным вопрос о внесении соответствующих изменений в операционные спецификации перевозчиков, осуществляющих перевозку груза в пассажирских салонах ВС, — к сожалению, Росавиация пока действует недостаточно оперативно". На безопасность это не влияет, но, например, во время перронной проверки SAFA у авиакомпании могут поинтересоваться, на каком основании она выполняет подобные перевозки, и это приведет к неприятным последствиям.

:: Iberia

Как долго продержится сегмент прейтерных перевозок? Очевидно, что прейтер, у которого узкие двери, отсутствуют необходимые доработки (в частности, усиление пола верхней палубы и оснащение системой перемещения грузов) и сохраняются избыточные системы и оборудование (например, кислородная система во всем салоне, багажные полки, кухни, туалеты и др.), уступает по своей экономике конвертированному или, тем более, специально изготовленному грузовому фрейтеру. Так что перевозки на прейтерах нельзя считать нормальными. Другое дело, что мы принимаем новую нормальность, которая может затянуться надолго.

Конкретные сроки зависят от баланса спроса на грузовые и пассажирские перевозки. Уже сейчас, отчасти из-за прейтеров, отчасти благодаря восстановлению некоторых пассажирских маршрутов, тарифы на перевозку из Китая в США снизились до 5 долл. за 1 кг, а из Китая в Европу — до 4 долл., хотя они еще не достигли докризисных величин на уровне 4 и 3 долл. соответственно. И в авиакомпании Emirates уже признают споры о том, как лучше использовать самолеты, между департаментами грузовых и пассажирских перевозок. Тем не менее можно ожидать, что в ближайшие год-два как минимум прейтеры как явление все-таки сохранятся. Поэтому им нужна и адекватная нормативная база для полетов.

Ссылки по теме

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.