Взлет и посадка авиакомпании "Полет"

Взлет и посадка авиакомпании "Полет"
Взлет и посадка авиакомпании "Полет" :: Леонид Фаерберг// transport-photo.com

22 декабря Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта воронежской авиакомпании "Полет"Формально сертификат приостановлен на 30 дней, хотя фактически авиакомпания прекратила полеты еще в конце ноябряПри этом в авиакомпании говорят, что ее планы по развитию маршрутной сети и увеличению флота остаются в силе и что уже подготовлено расписание рейсов. Кроме того, генеральный директор авиакомпании "Полет" Анатолий Карпов, которому принадлежит 100% акций авиакомпании, сообщил о готовности продать до 49% акций новому инвестору.

Практика показывает, что авиакомпания, у которой "Росавиация" приостановила свидетельство, к полетам уже не возвращается. Однако в отношении "Полета" трудно делать какие-либо прогнозы — уж очень своеобразная это компания.

В авиационном деловом сообществе "Полет" мало кого оставляет равнодушным — одни восхищаются нестандартными ходами в бизнесе, которые делает эта компания, другие критикуют ее чересчур рискованные решения, третьи возмущены отношениями компании с ее кредиторами. Чтобы не вставать ни на чью сторону, воздержимся от каких-либо оценок и просто вспомним нескольно ключевых моментов в истории этой своеобразной авиакомпании.

"Воздушный старт"

АК "Полет" — одна из старейших сохранившихся до сих пор частных авиакомпаний России, она начала свою работу в августе 1989 г., ее сертификат эксплуатанта имеет номер 14. Изначально авиакомпания занималась перевозками вахтовиков и грузов на северные газопромыслы, в ее парке было до полутора десятков самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40. Ничто, как говорится, не предвещало.

Однако к середине 90-х гг. самолетный парк был решительно обновлен, компания стала собственником двух грузовых самолетов Ан-124-100 "Руслан", пассажироского Як-42, на котором выполнялись чартерные пеервозки в ОАЭ, Турцию, Сирию и Италию, а также Як-40, используемого как самолет бизнес-авиации.

Наличие "Русланов" позволило выйти на рынок перевозок уникальных сверхгабаритных грузов, а с 1999 г. "Полет" стал генеральным перевозчиком Роскосмоса и занялся перевозками спутников.

Но главный шаг, тоже связанный с космосом, был сделан в 1997 г., когда АК "Полет" стала ключевым участником проекта "Воздушный старт". Идея заключалась в том, что специально оборудованный "Руслан" должен доставлять ракету с полезной нагрузкой на высоту 11 км, после чего ракета сбрасывается с парашютом и запускается в космос. При этом расчетная стоимость выведения 1 кг полезного груза оценивалась примерно в 5 тыс. долл., тогда как при запуске с поверхности Земли традиционными ракетными системами она составляла 12–15 тыс. долл. Под реализацию проекта "Полет" получил от Минобороны четыре самолета Ан-124 и провел их ремонт и модернизацию. Стоимость работ по каждому самолету "Полет" оценивал в 12 млн долл. Правда, "Русланы" были модернизированы не в версию Ан-124ВС для воздушного старта, а в гражданский вариант Ан-124-100 для перевозки грузов.

Примерно к 2003 г. проект "Воздушный старт" из-за недостатка финансирования перешел в вялотекущую фазу, хотя в 2006 г. было заключено межправительственное соглашение с Индонезией, которая обязалась построить на своем острове Биак инфраструктуру для базирования "Руслана" и загрузки на него ракет. Но потом был глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг., и о проекте совсем забыли. Впрочем, всего год назад гендиректор "Полета" рассказывал о том, что испытания летающей лаборатории на базе "Руслана" для отработки сброса ракеты-носителя могут быть выполнены в течение двух лет с момента начала финасирования. Однако инвесторы не собрались, проект до сих пор не реализован.

Наиболее циничные из злых языков утверждали, будто проект "Воздушный старт" изначально представлял собой аферу, придуманную с целью добыть самолеты Ан-124 из парка Минобороны и заняться на них коммерческими перевозками грузов, что, собственно, и произошло. С этим, тем не менее, трудно согласиться, поскольку аналогичный проект был реализован американцами — им занималась компания AirLaunch из Сиэтла, а финансировало программу знаменитое агентство DARPA (напомним, что именно заказанная DARPA разработка сети передачи информации, которая сохраняла бы работоспобность при уничтожении ряда ее узлов в результате ядерной бомбардировки, привела к созданию Интернета). Достигнутые результаты можно посмотреть в приведенном видеосюжете (однако после окончания финансирования в 2008 г. работы над проектом прекратились).

Грузовые перевозки

С "Русланами" авиакомпания "Полет" смогла стать заметным игроком на рынке перевозок уникальных и сверхгабаритных грузов. Например, в 2006 г. ее доля в этом сегменте составляла 21%, тогда как у лидера рынка, компании "Волга-Днепр" — 52%.

К настояшему времени "Полет" полностью покинул эту нишу. Отчасти это связано с сужением самой ниши, поскольку существенную долю в подобных перевозках составляли гуманитарные и миротворческие операции. Но главная причина заключалась в том, что Минобороны оспорило безвозмездную передачу своих "Русланов" компании "Полет", к тому же без каких-либо арендных платежей. А документы, как рассказывают знающие люди, были составлены настолько криво, что в суде у "Полета" не осталось никаких шансов — компания осталась без четырех машин. Еще две были арестованы по требованию кредиторов, поскольку у "Полета" накопились долги в других нишах деятельности.

Одной из них были перевозки грузов общего назначения на отечественных грузовых самолетах Ил-96-400Т, полученных в лизинг от компании "Ильюшин Финанс Ко.". АК "Полет" пыталась развивать на них как внутренние, так и международные перевозки, при этом рассматривался ряд любопытных проектов, например попытка создать в 2012 г. международный транзитный грузовой хаб в Ярославском аэропорту Туношна. Однако в целом бизнес на этом типе оказался не особо успешным — отчасти из-за экономики мелкосерийного четырехдвигательного Ил-96-400Т (по грузоподъемности он конкурировал в то время с трехмоторным MD-11 с меньшим расходом топлива), отчасти из-за рыночного положения "Полета". Дело в том, что на внутреннем рынке грузов не так много, к тому же существенная их доля, согласно общемировой тенденции, перемещается в грузовые отделения пассажирских самолетов. А на международном рынке авиакомпания "Полет", не имея ресурсов и влияния своих основных конкурентов — "Аэрофлота" и AirBridgeCargo из группы компаний "Волга-Днепр", не смогла обзавестись достаточно большим набором коммерческих прав на выполнение регулярных перевозок. То есть основной объем приходился на чартерные рейсы, а ловить такие возможности с самолетами грузоподъемностью около 90 т — дело довольно рискованное и малоприбыльное, как говорят специалисты. Так что пророчества о возможном уходе "Полета" с рыка регулярных грузовых перевозок звучали уже давно. Несмотря на это "Полет" продержался довольно долго, применив своеобразную, если можно так выразиться, бизнес-модель. По слухам, компания исправно платила за лизинг двигателей ПС-90А1, поскольку они имеют хоть какую-то ликвидность, и всячески задерживала платежи за Ил-96-400Т, поскольку найти других энтузиастов эксплуатировать этот самолет было весьма проблематично. ИФК терпела довольно долго, но в итоге это вылилось в серию судебных разбирательств, которые продолжаются до сих пор.

Пассажирские перевозки

Как говорил в свое время гендиректор "Полета" Анатолий Карпов, развитие региональных пассажирских перевозок — это чисто социальный проект, который заведомо убыточен и финансируется за счет прибыльных грузовых перевозок. Так что с уходом "Полета" с грузового рынка итог в этом сегменте тоже становится очевиден. Между тем и в пассажирских перевозках компания успела выступить нестандартно. Ставка была сделана на турбовинтовые самолеты Saab 2000, позже к ним добавились Saab 340b. Обладая высокой скоростью полета, Saab 2000 позволял на некоторых направлениях конкурировать с реактивными самолета — время в пути увеличивалось не сильно, а себестоимость перевозки снижалась весьма существенно. Кроме того, в маршрутной сети "Полета" появились такие находки, как регулярный рейс Воронеж--Мюнхен, который, по сути, стал корпоративным рейсом для сотрудников иностранных компаний, разместивших свои заводы в Воронежской и Липецкой областях. А весной 2013 г. "Полет" открыл регулярный пассажирский рейс из Воронежа в крупнейший грузовой порт Франции — аэропорт Париж-Ватри в 150 км от Парижа (летающий туда европейский лоукостер Ryanair называет этот аэропорт Париж — Ватри (Дисней), хотя расстояние до парка развлечений Disneyland Paris составляет около 100 км).

Но в целом, как и ожидалось, особенно заработать на пассажирских перевозках не удалось. К тому же к зиме 2014 г. почти весь пассажирский флот "Полета", по словам представителей компании, оказался на ремонте, а в состоянии летной годности остались только один Saab 2000 и Saab 340b — именно это обстоятельство послужило одной из формальных причин для приостановки действия сертификата эксплуатанта (правила требуют наличия не менее трех самолетов для чартерных перевозок и не менее пяти для регулярных).

Впрочем, есть и еще одна ниша, в которой работает "Полет", — это деловые перевозки на самолете Hawker 850XP. Надо отметить, что компания и тут верна своей тяге к нестандартным подходам, поскольку активно работает на рынке перегоночных рейсов. Идея в том, что если один клиент уже заказал перевозку и самолет необходимо перегнать к пункту вылета, то этот перелет (empty leg) можно продать другому клиенту — в одну сторону, но зато довольно дешево, поскольку весь рейс уже оплачен первым клиентом. Веселье начинается, когда первый клиент в последний момент отказался от своего полета, а второго уже нужно везти, причем дешево и в одну сторону. В общем, непростой это рынок.

Кризис за кризисом

Как видно, нынешнее положение АК "Полет" не из лучших и ни по одному направлению особых перспектив не просматривается, особенно на фоне развивающегося в России кризиса. Если "Полет" окончательно уйдет с рынка, многие наверняка этому искренне порадуются. Но в то же время будет жаль расставаться с компанией, которая на протяжении 25 лет находила нестандартные решения и проявляла чудеса изворотливости. Остается только наблюдать, что получится на этот раз.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Так у них похоже появился консультант?
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.