Безопасность полетов: самое слабое звено

Человек, не положивший в железобетонную плиту арматуры, из-за чего обрушился балкон, прервав жизнь другого человека – бракодел. И будет наказан (если его найдут) не за убийство – за преступную халатность. Погибший же – жертва несчастного случая.

А человек, неудачно рассчитавший нагрузки на крыло АН-10, который неправильно спроектировал, принял неверные условия эксплуатации – он кто? Бракодел? Но построить что-либо новое, не рискуя, невозможно. Кто рискнёт осудить человека девятнадцатого века, чей самодельный самолёт развалился в полёте? Он не желал таких последствий, но в условиях, когда нужно сделать шаг в доселе неизвестную область познания, ошибся. Всё равно, в чём: расчётах, выборе материала, приёмов и условий эксплуатации. Подготовке персонала, наконец.

И человечество понимает, что это – цена, которую оно платит за прогресс, за движение вперёд. Но это знание не означает, что каждое поколение инженеров должно начинать  с изобретения колеса.

Несомненно и то, что с течением времени некоторые, казалось бы незыблемые, истины оказываются не такими уж очевидными. Особенно наглядно это видно в истории техники двадцатого столетия.

Его главным достижением стала информационная доступность. В двадцатом веке была немыслима ситуация венецианских мастеров, триста лет хранивших секрет амальгамы для зеркал. Уровень открытости и доступности можно – и то недолго – ограничить,  разве что в интересах обороны. Но не в гражданском самолётостроении.

Прочность конструкции определяется прочностью её самого слабого звена. В организации авиатранспортного процесса этих звеньев, по большому счёту, три: Человек; Машина; Среда.

Ведущий блога - Ширяев Дмитрий Артемьевич, заслуженный пилот России, член Комитета АЭВТ по безопасности полетов

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.