"Я бы в лётчики пошёл – Пусть меня научат!"

"Икар первым взмыл в воздух на крыльях,
Указав человечеству путь в небо!
И первым упал на землю,
Указав пилотам путь на тот свет".

Удивительна психология общества: гибель семидесяти человек на автодорогах страны ЕЖЕДНЕВНО не вызывает никакой особой реакции; ну, разве что в новостях вскользь упомянут. Но катастрофа самолёта с пятьюдесятью жертвами – имеет широкий общественный резонанс! И прямо истерику на экранах!

Будем справедливы: ненадолго. Забудут через два – три месяца. Попробуйте спросить про катастрофу в Ярославле: ну, вспомнят про погибшую команду "Локомотив". Я уже и не спрашиваю про события, случившиеся лет так пять – десять назад; в лучшем случае помнят о самом факте без лишних подробностей. Да, собственно, почему должны люди это помнить? Своих забот хватает. Такова общественная память.

На сей раз в очередной раз общество озаботилось проблемой подготовки пилотов: люди из самого достоверного источника информации - из телевизора - узнали, что дело в "человеческом факторе"! Стоит принять очередные срочные меры – и дело будет сделано: летать станет совсем безопасно!

Вынужден Вас разочаровать: в авиации нет других факторов, кроме человеческого. Вы будете удивлены, но самолёты проектируют, строят, эксплуатируют люди! Увы, они не ангелы, и им свойственно ошибаться. В расчётах на прочность; в проектировании; при изготовлении; при определении условий эксплуатации; при составлении правил и процедур полётов; при их исполнении, наконец. В любой из этих стадий имеется свой, но всё же человеческий фактор. Даже при оценке условий полётов, хотя это и не так очевидно. Хотя, при желании, можно радикально избежать влияния метеоусловий, разрешив полёты только днём при ясном небе.

Ведущий блога - Ширяев Дмитрий Артемьевич, заслуженный пилот России, член Комитета АЭВТ по безопасности полетов

Комментарии

Аватар пользователя Леонтьев Аркадий Васильевич

Спасибо за статью.
Мне кажется, что Вы в одном месте немного утрируете: "ни штурман, ни бортмеханик, ни бортпроводник НЕ ЛЕТАЮТ; они ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ на борту воздушного судна"
Не стоило, на мой взгляд, в этом предложении упоминать профессию бортпроводника. И штурман, и бортинженер всегда "в контуре". А по смыслу получается: пока проводник кормит пассажиров, штурман крутит антенну в хвосте, а БИ сидит в техотсеке с отверткой.
Жаль только, что государство растеряло сотни штурманов и бортинженеров. Под госпрограмму попали единицы, а можно было всех желающих через училище или через центры за рубежом научить летать (например в Майами, где это гораздо дешевле чем у нас).

С уважением,
Аркадий

На мой взгляд статья в некоторых эпизодах правильная. Однако основная проблема все таки не в том, что у нас какие то не те программы обучения (хотя и в этом тоже), а в том что вся система образования в стране подверглась влиянию коррупции. Этого мы при СССР, в училищах ГА вовсе не знали. Одинаково прилежно изучали СВЖ, историю КПСС и т.д, именно поэтому планку, которую устанавливали учебные заведения не все могли перепрыгнуть. Я уже не говорю о дисциплине. Шел реальный отсев, повлиять на который могли только преподаватели и инструкторы, а никак не курсант с неограниченными финансовыми возможностями.
А уж пассажи про иностранных пилотов и отсутствие высшего образования у Покрышкина (давайте еще вспомним Уточкина и Мациевича), вообще сводят статью к пиар акции АЭВТ.
Коммерческие учебные заведения это хорошо, но будут ли они свободны от коррупции БОЛЬШОЙ ВОПРОС!

Аватар пользователя ATO.ru

Согласен со всем, что написал Дмитрий Арсентьевич!
Кулавский Валерий Геннадьевич
Председатель КБП

Извините, но - похоже - статья заказная.

Уважаемый Автор предлагает на коммерческой основе ускоренно готовить узких специалистов только с навыками руления ВС.
Чтож, ремесленники тоже необходимы. Научить летать (манипулировать) можно и обезьяну. Но вот понимать и думать обезьяна не сможет никогда и не дай Бог ей попасть в не прописанный (не отработанный) "сложный случай в полете".

Цитирую: "А во всём остальном мире пилот с аэроклуба летает по международным трассам и не видит различия во внутренних и международных полётах! Почувствуйте разницу!"

Да пусть хоть залетается, но один, а не с полусотней пассажиров за спиной.
Вопрос Автору: Вы посадите своих ближних родственников в лайнер, где КВС только и умеет что руль крутить да педалями двигать не понимая физики вопроса?

Многое уважаемый Дмитрий Артёмович написал правильно, но не со всем я готов согласиться. Первое: ссылка на то что Люфтваффе разгромили малоопытные лётчики - в корне не верна. Согласно данным корифея по Человеческому фактору В.А. Пономаренко, боюсь ошибиться, но что-то около 70% побед в воздушных боях принадлежит 5-10% наших лётчиков. Остальные, с ускоренным обучением, составляли, к сожалению, фон воздушного боя. Как готовили "желторотиков" очень достоверно, по словам участников войны, показано в фильме "В бой идут одни старики". Т.е. по приходу в действующую часть с "молодыми" проводились те же самые нудные подготовки к будущей работе.
Автор же статьи, как я понимаю, категорически против "доучивания" в авиакомпании до "приемлемого" уровня, т.е. того, что было присуще советской системе подготовки. Не думаю, что это правильно. Второе:предлагается в военных училищах выдавать свидетельства пилотов ГА. Но это: а) так же, как и училища ГА из средств бюджета, плюс с увеличением объёма подготовки, б)а почему Минобороны должен тратиь свой бюджет и готовить лётчиков для своих конкурентов-авиакомпаний? В прессе появлялись данные о дефиците лётных кадров также и в ВВС.
Третье: кандидат в лётчики должен брать кредит в банке и учиться за своё счёт.Звучит честно и справедливо, но не для нашей страны. Много ли пацанов смогут расплатиться с банком, если вдруг его списали с лётной работы в первый же год? Не характерный пример? Возможно, но жизненный и не каждый потенциальный лётчик рискнёт играть в рулетку. Думаю, что если российская авиакомпания хочет иметь качественный лётный состав, она должна принимать активное участие в его подготовке,вплоть до финансирования обучения, иначе может оказаться с одними иностранцами в своём составе. Может ли позволить себе такое суверенное государство?! Четвёртое: автор вскользь прошёл по "перевёртышам", но я не увидел его рекомендаций: что же с ними дальше делать? Выгонять? Думаю, что это не правильно. Если есть к ним претензии, то логичнее было бы дать дополнительно учебную программу в УТЦ по наиболее болезненным вопросам. Ведь глупо разбрасываться пилотами имеющими 500...1000, а то и больше налёт и отдавать предпочтение выпускнику училища, который неизвестно ещё окажется ли действительно пилотом с "приемлемым уровнем риска"

Простите, а втор часом не истребитель? (Очень похоже) "Старая шутка гласит: "Кто такой пилот? – Это человек, который возит штурмана на работу!" Именно так: ни штурман, ни бортмеханик, ни бортпроводник НЕ ЛЕТАЮТ; они ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ на борту воздушного судна. Самый "зелёный" второй пилот, придя из лётного училища, имеет перед ними огромное преимущество: он с первых полётов находится в контуре управления самолётом! Его так СРАЗУ научили в лётном училище; и этого чувства НЕТ у тех, кто сидел рядом с пилотами. Независимо от продолжительности этого сидения. Не потому, что они тупые или недоучки; это ИНОЙ вид деятельности, хотя и в той же кабине."
Сразу вспоминается: " летают только мухи и стюардессы а остальные работают" Помню как посреди полета один из тех кто "летает" спросил : А КУДА МЫ ЛЕТИМ? И это не шутка! Причем это был летчик-испытатель 2го класса... Таких "асов" я к сожалению видел очень много. Давно убедился, что очень часто те кто говорят что штурман не может летать только потому что он штурман, сами как правило летчики не очень сильные.

В статье слишком много ложных тезисов, например:
"...лётчики, разгромившие люфтваффе, в подавляющем своём большинстве окончили УСКОРЕННЫЕ выпуски лётных училищ! И получили там МИНИМАЛЬНЫЕ навыки полёта! И не изучали аэродинамику и прочие очень сложные науки. Да, многие погибли при первых вылетах; но на то война!"
=== Достаточно посмотреть на статистику НЕбоевых потерь, чтобы понять, во что такое обучение обошлось ВВС РККА. Да и в "Люфтваффе" к концу войны, когда сроки обучения сократились, налет на летное происшествие упал в 2-3 раза.
—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—---
"Ведь не готовят для себя водителей "с нуля" никакие автохозяйства и автокомпании: дают объявления и принимают на работу".
=== Автор явно не в курсе, что существует такое учебное заведение, как учебно-производственный комбинат "Мосготранса", и что автобусные парки постоянно набирают УЧЕНИКОВ водителей автобуса.
—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—---
"...они в своих аэроклубах тоже не изучали высшей математики и многих авиационных премудростей".
=== Высшую математику действительно не изучали, но вот "почему и как летает самолет" заставляли учить даже в аэроклубах.
—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—---
Ну, и так далее...
В целом позиция автора понятна: пусть нам дадут готовых пилотов, а мы их просто будем эксплуатировать. И неважно, что у него будет сертификат MPL и отсутствие опыта пилотирования "вручную". Главное - чтобы у перевозчиков голова не болела.
На мой дилетантский взгляд, вряд ли это поспособствует повышению уровня безопасности полетов...

Авиакомпании обязаны принимать активное участие в первоначальной подготовке потому что это один из ключей к светлому будущему, и банально будет самим проще, да и чего греха стоит это не стоит для них громадных денег! А вкладывать деньги в иностранные школы просто глупо и безответственно!! Как и предложение по самоустранению государства это как никак вопрос национальной безопасности!
Вообще странно честно говоря слышать слова от такого человека, который должен наоборот радеть за свое, а впечатление от статьи действительно как заказная!
Кстати перечисленные заведения не единственные есть альтернатива и в нашей стране тому пример Южно-Уральский Государственный Университет. Как курсант могу сказать прекрасно летаем на иностранной современной технике. На встрече с вице-премьером Дмитрием Рогозиным были подняты вопросы подготовки пилотов и я могу сказать что нас услышали и предложили поучаствовать в этом вопросе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№194, ноябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.