Главное за неделю: рекордный лизинг Superjet, демонстратор сверхзвукового авиалайнера, минус 100 млрд долл. для самолетостроителей

Пилотируемая демонстрационная модель Boom XB-1
Пилотируемая демонстрационная модель XB-1 — первый в истории независимо разработанный сверхзвуковой реактивный самолет :: Boom

Авиакомпания "Уральские авиалинии" получила самолет Airbus A321, предназначавшийся Red Wings, которой передали два Superjet 100; Airbus вывел на рынок самолет корпоративного класса ACJ TwoTwenty, который сразу заказала компания, эксплуатирующая Sukhoi Business Jet; легкий реактивный деловой самолет HondaJet сертифицирован в РФ; самолетостроители недополучат 100 млрд долл. в следующие 20 лет; выкатка демонстратора сверхзвукового пассажирского лайнера Boom; парадигма бизнеса на поколение вперед — дружить ли с Китаем? Погибла еще одна авиакомпания; считанные дни до онлайн конференции Digital Aviation & Travel Forum 2020. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

"УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" МОДЕРНИЗИРУЮТ ФЛОТ

Несмотря на сложности кризисного года, "Уральские авиалинии" — одна из крупнейших российских авиакомпаний продолжила программу обновления флота и взяла в лизинг самолет Airbus A321, ставший 49-м ВС европейского производства в ее парке. До конца года перевозчик планирует приобрести еще 2 таких самолета. Кстати, полученный лайнер изначально предназначался другой российской авиакомпании — Red Wings, владелец которой (ОАК) принял решение в ближайшее время пополнять флот за счет самолетов собственного производства — Superjet 100.

AIRBUS СОЗДАЛ НОВЫЙ КЛАСС БИЗНЕС-ДЖЕТОВ

Airbus вывел на рынок новый самолет корпоративного класса ACJ TwoTwenty, созданный на платформе регионального лайнера A220 (бывший Bombardier CSeries). Время сейчас подходящее — из-за хаоса, связанного с пандемией, состоятельные пассажиры пересаживаются из премиум-классов авиакомпаний в частные бизнес-джеты. Стартовым заказчиком выступила компания Comlux, ее подразделение в Казахстане (Comlux KZ) с 2017 г. эксплуатирует Sukhoi Business Jet, созданный на базе российского регионального самолета SSJ 100. Европейский производитель заявляет, что "ДваДвадцать" создает новый класс бизнес-джетов: Xtra Large Bizjet.

Тем временем легкий реактивный самолет деловой авиации HondaJet сертифицирован в России. Самолет с композитным фюзеляжем, вмещающий экипаж из 1–2 чел. и 4–6 пасс. в варианте Elite, обойдется в 5,28 млн долл. Существуют планы по запуску в РФ проекта авиатакси с использованием этих ВС.

ГТЛК СТАВИТ РЕКОРД

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) передала авиакомпании Red Wings два региональных реактивных Superjet 100 (SSJ 100). Впервые самолеты российского производства переданы в финансовый лизинг на столь длительный срок  20 лет. С 2015 г. ГТЛК передала заказчикам 46 воздушных судов SSJ 100 по программе лизинга c государственным софинансированием.

Есть у ГТЛК и потенциальный клиент на африканском континенте. Нигерийский стартап Green Africa Airways сообщил о прогрессе в получении финансирования на лизинг самолетов и планах запуска продаж в начале 2021 г. В феврале этого года Green Africa подписала протокол о намерениях с европейским подразделением ГТЛК, GTLK Europe, о лизинге трех самолетов Airbus А220-300.  

САМОЛЕТОСТРОИТЕЛИ НЕДОПОЛУЧАТ 100 МЛРД ДОЛЛАРОВ

Разрушительным последствием пандемии COVID-19 для самолетостроителей станет недополучение ими 100 млрд долл. в следующие 20 лет. Такой неутешительный прогноз делает Boeing. Американский производитель считает, что до 2039 г. в мире будет поставлено 43,11 тыс. самолетов — на 11% меньше, чем прогнозировалось в прошлом году.

Корпорация ощущает провал уже сейчас — например, 13% парка собранных новейших Boeing 737MAX остались невостребованными в результате отказов заказчиков, спровоцированных длительным запретом на эксплуатацию этого типа и тяжелым кризисом в авиатранспортной отрасли, вызванным пандемией. За восемь месяцев этого года были аннулированы заказы на 564 самолета 737MAX.

Одной из мер сокращения расходов и повышения эффективности, предпринятой Boeing, стало ожидаемое, но поражающее своим масштабом решение переместить все работы по флагману В-787 Dreamliner из главного комплекса крупнейшего в мире авиастроителя в Эверетте (штат Вашингтон) в Южную Каролину. Boeing официально подтвердил планы по консолидации производства и линии окончательной сборки 787 на единственной производственной площадке — в Северном Чарльстоне, в 2021 г.

СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО

В то время как в России все чаще циркулируют слухи о приостановке проекта перспективного российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929, вызванной невозможностью сторон прийти к согласию по поводу вопроса передачи технологий, на Западе нарастает дискуссия о возврате производства из восточных стран в Северную Америку. От ответа на вопрос: "двигаться навстречу Китаю или удаляться от него?" зависит вся последующая парадигма бизнеса на поколение вперед.

Для европейского Airbus будущее, похоже, связано с использованием водорода в коммерческой авиации. Но безопасное хранение жидкого водорода на борту является серьезным вызовом. В рамках создания авиалайнера на водородном топливе к 2035 г. Airbus рассчитывает получить первые результаты демонстрационной программы по хранению и распределению водородного топлива на борту самолета уже в 2021 г.

ПАНДЕМИЯ ПОДКОСИЛА ОЧЕРЕДНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

Авиакомпания AirAsia Japan, японское подразделение малайзийского лоукост-перевозчика, прекратила выполнение полетов с 5 октября. Причиной закрытия программы названа невозможность выживания на конкурентном японском рынке низкотарифных перевозок в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Кстати, всего с начала года в мире перестало существовать более 30 авиакомпаний.

В Европе компания Norwegian Air Shuttle, один из крупнейших дискаунтеров на континенте, еще на шаг приблизилась к банкротству: один из ее первых владельцев готовится к запуску новой норвежской авиакомпании в следующем году. Одновременно на этой неделе быстрорастущий венгерский бюджетный перевозчик Wizz Air объявил о решении разместить два самолета в аэропорту Осло с ноября для выполнения полетов по внутренним маршрутам в Норвегии.

ПОЯВИЛСЯ ДЕМОНСТРАТОР СВЕРХЗВУКОВОГО ПАССАЖИРСКОГО ЛАЙНЕРА

7 октября американский стартап Boom Supersonic представил пилотируемую демонстрационную модель XB-1, первый в истории независимо разработанный сверхзвуковой реактивный самолет, который будет использоваться для создания Overture — перспективного пассажирского авиалайнера, способного совершать перелеты на крейсерской скорости 2,2М.

Выполненный в масштабе 1:3 демонстратор XB-1 имеет композитный фюзеляж и оснащен тремя турбореактивными двигателями GE J85-15. XB-1 будет использован для демонстрации технологий, запланированных к применению на 55-местном Overture: композитной силовой конструкции из углеродного волокна, оптимизированной с помощью компьютера высокоэффективной аэродинамики и сверхзвуковых двигателей.

Образец включает в себя то, что в Boom называют одним из самых эффективных из когда-либо испытанных сверхзвуковых воздухозаборников для гражданских ВС. Они замедляют скорость набегающего воздушного потока примерно до половины скорости звука, что позволяет использовать дозвуковые двигатели.

Boom Technology была создана в 2014 г.; Japan Airlines в 2017 г. инвестировала в проект 10 млн долл. Также японская авиакомпания оформила опцион на покупку до 20 сверхзвуковых ВС. Помимо JAL опцион на покупку 10 самолетов оформила авиакомпания Ричарда Брэнсона Virgin Atlantic. А дочернее предприятие Virgin Galactic принимает участие в создании ВС.

Overture, как ожидается, совершит свой первый полет в 2025 г., поставки намечены на 2029–2030 гг. Boom ставит перед собой задачу "сделать полеты более доступными для большего числа людей", а не "построить что-то, что можно подороже продать". По расчетам компании, стоимость билета на Overture будет на 75% ниже, чем она была на "конкорде".

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.