"Аэрофлот" продолжает улучшать финансовые показатели
Крупнейшая российская группа авиакомпаний "Аэрофлот" продолжает улучшать финансовые показатели и предпринимает усилия для сдерживания роста стоимости билетов, несмотря на удорожание авиатоплива и аэропортовых услуг и прекращение выплаты субсидий.
По итогам девяти месяцев 2023 года Группа "Аэрофлот" продемонстрировала значительные улучшения всех основных финансовых показателей благодаря позитивной операционной динамике: выросла выручка, операционная прибыль, показатель скорректированного финансового результата (в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности; МСФО).
Группа сохранила фокус на внутреннем рынке и помимо основных операций из Москвы продолжила развитие хаба в Красноярске и региональной программы в Сочи. Также постоянно расширяется внутрироссийская маршрутная сеть, в том числе выполняются полеты между регионами страны, минуя Москву, развиваются социально ориентированные программы перевозки, реализуется собственная программа "плоских" тарифов. Результатом этих усилий стал рост объема внутренних перевозок на 5,6% за 9 месяцев.
При этом страховое урегулирование обязательств по воздушным судам позволило увеличить количество самолетов, снятых с регистрации в иностранных реестрах и, соответственно, эксплуатирующихся на МВЛ. В результате в III квартале был удвоен объем международных перевозок по сравнению с прошлым годом.
Международный трафик вплотную приблизился к уровню миллиона пассажиров в месяц — значительный прогресс по развитию сети воздушных линий за рубеж в новых условиях.
Результаты Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2023 года по МСФО
Выручка увеличилась на 40,4%, до 441,1 млрд руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок выросла на 45,6%, до 408,5 млрд руб., что связано с ростом пассажиропотока. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 21,7%, до 17,0 млрд руб., на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 12,5%.
Показатель EBITDA в размере 174,3 млрд руб. превышает уровень аналогичного периода прошлого года, что отражает полное и успешное замещение отраслевой субсидии рыночными доходами (с II квартала Группа не получает субсидии).
Рост операционных показателей, в том числе занятости кресел до рекордных 87,6%, определил улучшение операционной прибыли и финансового результата. Операционная прибыль выросла в 2,3 раза, до 70,6 млрд руб.
При этом на финансовый результат значительное влияние оказывает волатильность курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств. "Бумажная" переоценка по арендным обязательствам за 9 месяцев составила 162,0 млрд руб., из которых на III квартал пришлось более трети. Важно, что учетные начисления не вызывают оттока денежных средств и относятся к долгосрочной задолженности. Без учета курсовых переоценок скорректированная чистая прибыль составила 18,3 млрд руб., в том числе за III квартал — 38,4 млрд руб.
"Улучшение выручки, рентабельности и скорректированного финансового результата подтверждает устойчивость бизнес-модели Группы "Аэрофлот". Высокий летний сезон внес положительный вклад в наши годовые показатели. В осенне-зимний сезон мы продолжаем работать над улучшением результатов и, несмотря на низкий сезон в отрасли, видим положительные тенденции и высокую востребованность наших услуг пассажирами", — отметил Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот".
Несмотря на успешную операционную деятельность (за 9 месяцев Группа перевезла 35,8 млн пассажиров, что на 14,6% выше результата аналогичного периода 2022 года), продолжается воздействие негативных факторов, находящихся вне пределов авиаперевозчиков.
Авиационное топливо и аэропортовые услуги входят в тройку основных статей расходов авиакомпаний. Сейчас цена на авиакеросин в России превышает допандемийный уровень примерно на 50%, а аэропорты вновь начали увеличивать тарифы на обслуживание авиакомпаний.
Стоимость авиатоплива, а/к "Аэрофлот", тыс. руб. за тонну
Цена керосина помесячно
Как известно, авиатопливо составляет 30–40% от общих расходов перевозчиков.
Если в марте 2021 года авиакеросин стоил 47,9 тыс. руб. за тонну, то летом 2023 года стоимость авиатоплива поднялась до исторического максимума в 68,8 тыс. руб./т.
В результате за девять месяцев этого года расходы на авиационное топливо Группы "Аэрофлот" увеличились на 25,2% (или на 31,3 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 155,7 млрд руб. на фоне роста объемов перевозок. Рост стоимости керосина частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который несколько сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива. Топливный демпфер — это вид государственной поддержки, компенсирующий авиакомпаниям расходы на авиатопливо, если оно резко растет в цене.
Дорожают и аэропортовые услуги. Один из недавних примеров — аэропорт Пулково. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые с 2019 года повысит тарифы санкт-петербургского аэропорта: на рейсы из регионов они вырастут на 20%. В декабре же ФАС повысила тарифы аэропорта Минеральные Воды на обслуживание авиакомпаний. Сбор за взлет-посадку ВС российских перевозчиков вырос на 21%. Сбор за обеспечение авиабезопасности увеличился на 7,4%. Базовый аэропорт группы — Шереметьево с 1 января повысил основные тарифы на обслуживание отечественных авиакомпаний почти на 13%. Другой московский аэропорт — Домодедово осенью прошлого года проиндексировал основные тарифы для российских авиакомпаний в диапазоне от 5 до 20%. Внуково поднял сборы для отечественных перевозчиков на 7% в апреле этого года.
В аэропорту Хабаровск увеличились тарифы на обслуживание — в полтора раза за взлет-посадку и в 1,7 раза за обеспечение авиационной безопасности. С начала нового, 2024 года сборы вырастут еще больше.
Расходы Группы "Аэрофлот" на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 34,3% по сравнению с прошлым годом и составили 82,7 млрд руб. Рост данной статьи расходов обусловлен как расширением программы полетов, так и повышением тарифов аэропортов.
Несмотря на все это и решая важные социально-экономические задачи — обеспечение транспортной доступности городов и регионов России и повышение мобильности населения, компании Группы прилагают значительные усилия по сдерживанию роста цен на авиабилеты. Так, на протяжении всего года "Аэрофлот" не повышал стоимость "плоских" тарифов.
Программа "плоских" тарифов — специальные фиксированные цены для перелетов экономическим классом из Москвы в пункты Дальнего Востока и Калининград — запущена "Аэрофлотом" по собственной инициативе и получила поддержку президента России Владимира Путина.
С начала действия программы авиакомпании Группы "Аэрофлот" перевезли по "плоским" тарифам более 17 млн пассажиров.
Более того, "Аэрофлот" принял решение продлить действие программы на 2024 год.
Стоимость билетов на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан составляет 17,0 тыс. руб. в одну сторону, 28,4 тыс. руб. туда и обратно. На рейсах авиакомпании "Россия": 15,05 тыс. руб. в одну сторону, 25,00 тыс. руб. туда и обратно. Стоимость билета на рейсах в Калининград — 6,40 тыс. руб. в один конец и 10,65 тыс. руб. туда и обратно.
Тарифы будут действовать на протяжении большей части 2024 года, включая основные периоды повышенного спроса: школьные каникулы, майские праздники, летние отпуска. Повышение тарифа запланировано на 6% в октябре 2024 года. При этом удорожание билетов по "плоским" тарифам будет ниже годовой инфляции 2023 года. Таким образом "Аэрофлот" стремится сохранять для россиян приемлемые цены на авиаперелеты по социально значимым направлениям.
По условиям тарифа в стоимость включено одно место багажа. Приобрести билеты можно на любую дату с 1 января по 30 сентября 2024 года. Перевозку необходимо оформить в течение 24 ч с момента бронирования. Детям до 12 лет, которые путешествуют вместе со взрослыми на отдельном месте, предоставляется дополнительная скидка 15%. Участникам программы "Аэрофлот Бонус" за перелет начисляется 25% миль. Изменение условий перевозки и возврат возможны с дополнительной оплатой.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators