"Аэрофлот" затеял обмен

Российский национальный перевозчик — авиакомпания "Аэрофлот — российские авиалинии" приступила к программе реструктуризации парка иностранных самолетов. Находящиеся в эксплуатации 27 западных лайнеров четырех разных типов "Аэрофлот" сменит на 18 среднемагистральных Airbus A320 и 9 дальнемагистральных Boeing 767-300ER, оставив суммарное количество используемых иностранных машин неизменным. Впервые в истории российского воздушного флота осуществлена сделка такого масштаба и сложности, потребовавшая от сотрудников отечественной компании глубокого освоения самых современных западных методов финансового и операционного планирования, высокого искусства ведения переговоров и неимоверного напряжения сил.

Сложность операции заключалась в том, что значительная часть имеющегося в настоящее время у авиакомпании парка (10 737-400 и 4 А310) находится в финансовом лизинге. Необходимо было оценить влияние изменений условий контракта на финансовые показатели компании и стоимость ее активов не только сейчас, но и в перспективе, найти аргументы для получения наилучших условий от лизинговых компаний при возврате самолетов.

Нынешний кризис в авиаперевозках существенно снизил стоимость лайнеров, как новых, так и на вторичном рынке. Из-за этого значительно, процентов на 20-35, упала и остаточная стоимость машин, что позволило специалистам авиакомпании прийти к выводу: возврат этих машин на условиях, заложенных в контрактах на их приобретение, не приведет к ощутимым потерям.

Принципиальное решение о реструктуризации парка совет директоров "Аэрофлота" принял еще год назад — 24 декабря 2001 г. К этому времени российский перевозчик уже определился со своим видением развития маршрутной сети. Это позволило принять ключевые решения о том, сколько самолетов и какого типа потребуется авиакомпании в ближайшем будущем.

Сейчас в авиакомпании считают, что в ближайшие 5-7 лет "Аэрофлоту" потребуется парк из 75-80 самолетов не более чем четырех разных типов вместо находящихся в эксплуатации 111 самолетов 11 разных типов. Для обслуживания имеющейся и перспективной сети маршрутов нужна следующая структура парка: 20-25 дальнемагистральных самолетов вместимостью от 200 пасс. и дальностью до 12 тыс. км, 50-65 ближне- и среднемагистральных машин вместимостью 50-180 пасс. Из них 30-40 ВС будет среднемагистральных (вместимость 100-180 чел.) и 20-30 региональных или ближнемагистральных (вместимость 50-90 пасс.).

Начать унификацию парка авиакомпания решила с западной техники. При выборе воздушных судов менеджерам "Аэрофлота" предстояло найти баланс между экономической эффективностью будущего парка, политической составляющей этой сделки и финансовыми возможностями перевозчика. На момент заключения сделки в финансовом лизинге у "Аэрофлота" находились все десять Boeing 737-400 (до 2010 г.) и четыре Airbus A310 (до 2007-2008 гг.), остальные самолеты были оформлены в операционный лизинг. Такая сложная структура владения машинами существенно затрудняла пересмотр существующих соглашений с лизингодателями и формирование нового парка.

Решение было найдено 22 августа этого года: "Аэрофлот" и одна из крупнейших в мире лизинговых компаний — американская General Electric Capital Aviation Services (GECAS) согласовали условия сделки и подписали меморандум, по которому GECAS выкупает все 10 737-400 и сдает их "Аэрофлоту" на условиях возвратного операционного лизинга, забирает у "Аэрофлота" 2 А310. Кроме того, GECAS, по поручению российского перевозчика, заказала на Аirbus производство 4 новых А320. Лизинговая компания предоставит "Аэрофлоту" 7 767-300ER (из них 4 — которые уже эксплуатируются в компании), выпуска не ранее чем 1999-2001 гг. и 6 машин семейства А320 на условиях операционного лизинга.

Оставшиеся 9 самолетов A310 в 2003-2004 гг. вернутся в компанию Airbus. Срок лизинга двух Boeing 777-200 истекает в 2005 г., но сейчас "Аэрофлот" и лизинговая компания IFLC обсуждают возможность сдать их раньше оговоренного срока.

В настоящее время идут переговоры с европейскими кредитными агентствами, а также с рядом лизинговых компаний, которые финансируют закупку еще 8 новых "эрбасов" для российского перевозчика. Это будет либо финансовый лизинг с долгосрочным финансированием под гарантии кредитных агентств, либо операционный лизинг с предварительным переводом покупки на лизинговую компанию.

По словам Сергея Колтовича и Дмитрия Сенаторова, менеджеров "Аэрофлота" по этому проекту, вывод первого A310 из парка авиакомпании и начало эксплуатации первого "дополнительного" 767-300ER намечены на июль 2003 г. В сентябре этого же года с рейсов будет снят первый из десяти 737-400, одновременно с этим начнется эксплуатация первого A319. В декабре 2004 г. программа реструктуризации парка западной авиатехники "Аэрофлота" будет закончена: авиакомпания отдаст последние A310 и 737-400 и получит оставшиеся 767-300 и A320. В результате у российской авиакомпании будет самый "молодой" парк иностранных самолетов в Европе.

За счет реструктуризации парка авиакомпания планирует снизить издержки более чем на 90 млн долл. в год. Экономию в 40-45 млн долл. даст уменьшение лизинговых платежей, 25 млн долл. — уменьшение расходов на топливо, на аэропортовые сборы и другие эксплуатационные аспекты и более 20 млн долл. — сокращение расходов на техническое обслуживание.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.