Аэропорт Кольцово может стать полноценным хабом

Источник:
: Аэропорты // Альтернатива для Кольцово
Подробно об авторе:
Максим ВАСИН, к. э. н., член клуба "Развитие"

Екатеринбургский аэропорт Кольцово имеет шансы стать полноценным хабом и получить часть тех пассажиропотоков, которые пока идут через Москву. Однако существующая стратегия не позволяет Кольцово воспользоваться преимуществами.

Из-за резкого падения платежеспособного спроса на перевозки после распада СССР количество прямых межрегиональных рейсов в начале 90-х сократилось в несколько раз, а пассажиропотоки переориентировались на Москву, ставшую единственным полноценным центром внутреннего транзита. Сейчас 75% всех пассажиров, перевозимых авиакомпаниями внутри страны, прилетают в столицу или вылетают из нее.
Существующая маршрутная сеть внутренних воздушных линий отражает сложившуюся модель развития экономики России с Москвой в качестве гипертрофированного центра притяжения. В то же время дальнейшее развитие страны требует повышения роли регионов в экономике и создания новых центров активного роста.

Но выполнение прямых рейсов между большей частью городов убыточно, и единственным решением проблемы становится создание системы авиатранспортных узлов, которые позволят консолидировать потоки и значительно снизить протяженность и стоимость транзитных перевозок по сравнению с существующей моделью. К этому решению подталкивает и перегруженность московского авиационного узла (МАУ): состояние системы организации воздушного движения в столичной воздушной зоне не позволяет обеспечить дальнейший рост перевозок. Поэтому сложившаяся модель перевозок сдерживает развитие не только отрасли, но и всей экономики страны в целом.

В 2008 г. Росавиация попыталась сформировать сеть хабов на территории России административными методами, выделив из общего количества 12 аэропортов, которые предполагалось развивать в качестве международных транзитных узлов, и еще 22 аэропорта — как центры внутреннего транзита.

Комментарии

А то все ищем баланс фидера и магистралки с расчетом волн, оцениваем рынок на предмет дефицита прямого предложения, доказываем рынок и преимущества трансфера на парах городов, считаем разницу себестоимости с конкурентами, и пр. и пр.
А тут вот раз, и на трех пальцах и двух абстрактных графиках все доказано!
Аргументация и логика как у Катчана на соседнем сайте, который гневно так обличает братьев в аморальных попытках спасти банкротящиеся госавиакомпании путем их консолидации для сокращения операционных затрат. Но негодяи-частники почему-то не захотели вкладывать свои бабки в карман чиновников, а чиновники не захотели отдать контроль (с известным результатом "ни нам, ни вам"). Леш, извини, я у Гусарова навечно забанен как "несогласный"...

Тема хорошо и популярно раскрыта. Одно но: что будут делать эти самые другие, не попавшие в "список одного (SVX)", аэропорты? В нормальных условиях (когда они принадлежали бы местным communities) рост и развитие SVX было бы естественным о органичным. Но если аэропорты сейчас выступают либо в качестве объектов для освоения бюджетных ассигнований, либо предмета личных амбиций частных собственников - как можно изменить эту практику?
В начале 90-х было понятно, что достаточно организовать на базе SVX одну а/к, эксплуатирующую А310, чтобы полностью закрыть весь спрос на московском направлении из региона (TJM/SVX/CEK/PEE), а другие авиаотряды могли бы эксплуатировать только региональную технику, занимаясь фидерными перевозками. Прошло 20 (двадцать) лет, прежде чем определился естественный лидер (U6), а от пермских, челябинских (НЭК - Энкор), тюменских авиаотрядов остались только воспоминания.
Очевидно, смысл не в огосударствлении отрасли, а в задании государством стратегии (через лицензирование маршрутов, например) и целевое финансировании инфраструктурных проектов (то же скоростное ж/д сообщение внутри региона). Но лобби-то пока сильнее. Денег тратится много, но не только неэффективно, но и зачастую вредоносно в долгосрочной перспективе.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.