Airbus Helicopters X4: революция отложена?

Перспективный европейский вертолет получится не таким продвинутым, как ожидалось
Похоже, что Airbus Helicopters отказывается от ряда инновационных технологий в новом двухмоторном X4
Похоже, что Airbus Helicopters отказывается от ряда инновационных технологий в новом двухмоторном X4
Источник:
:
Подробно об авторе:
Тони ОСБОРН

B 2011 г. с легкой руки тогдашнего президента Eurocopter Лутца Бертлинга его называли революцией в вертолетной индустрии, носителем новой философии винтокрылого полета. Но со временем становится все очевиднее, что программа двухмоторного вертолета среднего класса X4 от Airbus Helicopters не воплотит все инновационные технологии, которые изначально ей предназначались.

Три года назад, когда разработка X4 шла полным ходом, Бертлинг заявил журналистам, что сам вертолет, его авионика и органы управления станут таким же квантовым скачком в вертолетостроении, каким стал в своей отрасли в конце 1980-х самолет Airbus A320 с его электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Разработчики признавали, что не все технологии будут полностью отработаны к моменту ввода вертолета в коммерческую эксплуатацию в 2017 г., однако предполагалось, что параллельно будут создаваться два варианта, и уж второй вариант к 2019 г. будет укомплектован всеми обещанными технологическими достижениями.

Сегодня, судя по всему, план программы X4 кардинально изменился, поскольку нынешнему президенту Airbus Helicopters Гийому Фори свойствен куда более взвешенный и консервативный подход. На прошедшем в этом году салоне в Фарнборо Фори сказал, что X4 будет оборудован все тем же бортовым комплексом Helionix разработки Airbus, который устанавливается на две новейшие модели — EC145 T2 и EC175. Спору нет, это очень эффективная авионика, но все же не совсем то, что изначально рисовали в воображении конструкторы X4.

Вероятно, причина в том, что для Airbus критически важно, чтобы X4 получился с первой попытки. Производителю не терпится разрушить видимость монополии AgustaWestland AW139 в среднем классе, которая позволила итало-британской компании выйти на лидирующие позиции в этом сегменте рынка и дала важное преимущество производным этой модели, AW169 и AW189, заранее получившим заметную долю спроса. X4 должен заменить не только AS365 Dauphin, но и более широкий вариант, EC155, а заодно и AW139 с AW169.

"X4 выходит на рынок в среднем сегменте, в котором уровень ожиданий заказчиков очень высок, — комментирует Фори. — Операторы хотят видеть надежность, возможности машины при выполнении заданий, короткие сроки поставки и низкую стоимость эксплуатации. В этом сегменте и так очень тесно, его поджимают и конкуренты класса super-medium, а клиенты стремятся сократить эксплуатационные расходы за счет эффектов экономики масштаба". Возвращаясь к Х4, он заверяет: "Эволюция будет. Но продукт, который поступит в эксплуатацию, будет соответствовать ожиданиям рынка с самого первого дня".

Airbus Helicopters все еще обещает впечатляющие скоростные характеристики, которые должны обеспечить новые турбовальные двигатели Pratt & Whitney Canada PW210 и Turbomeca Arrano. К настоящему моменту практически завершена разработка лопастей Blue Edge и их испытания на вертолете Airbus Helicopters EC155. Они должны существенно снизить уровень внешнего шума X4.

Фори признает, что относится с большой осторожностью к разработке и вводу в строй новых моделей вертолетов. EC175 вышел с задержкой почти в два года, изначально ввод в эксплуатацию был запланирован на конец 2012 г., но поставка трех машин первым клиентам состоится не ранее осени 2014-го. Отчасти это результат решения Фори отложить поставки до завершения всеобъемлющих испытаний, доработки авионики Helionix и получения всех возможных подтверждений надежности вертолета. "Мы хотим, чтобы модель X4 пошла на один шаг дальше в плане индустриализации и зрелости конструкции, поэтому с первого дня выбираем правильные технологии и нужный уровень летных характеристик и не спешим сделать что-то революционное", — говорит он. Компания намерена официально представить программу общественности в марте следующего года на салоне Heli-Expo в Орландо — годом позже обещанного.

Неясно и будущее других программ с индексом X: X4 — первая модель из семейства, которое должно выйти на рынок до конца десятилетия. Запланирована также замена Super Puma / EC225, эта программа называется X6, а X9, скорее всего, — легкий двухмоторный вертолет. Airbus Helicopters также работает над демонстратором скоростного гибридного вертолета, который заменит замороженную в прошлом году программу X3 (X-Cubed). Этот демонстратор назван LifeRCraft и разрабатывается в рамках проекта ЕС Clean Sky 2. Разработка и испытание компонентов и субсистем вертолета запланированы на 2016–2018 гг., первый полет — на 2019 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на Ежедневный дайджест ATO.RU и будете знать о всех событиях авиатранспортной отрасли.
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписчики бюллетеней участвуют в ежемесячном розыгрыше призов, среди которых пологодовая подписка на журнал "Авиатранспортное обозрение" и новые номера журнала в формате pdf. Читайте бюллетени ATO.RU и участвуйте в розыгрыше призов! Ежедневный дайджест:


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№171 июль-август 2016
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты

Календарь ATO Events

7 сентября 2016 г., г. Москва
13–14 сентября 2016, г. Набережные Челны
22 сентября 2016 г., г. Москва
09—10 ноября 2016 г., г. Москва
21-22 ноября 2016 г., г. Москва
Напоминаем, что ...

Вы можете получать уведомления о наших новых материалах в свой почтовый ящик, подписавшись на ежедневный "Дайджест ATO.RU" или одну из тематических рассылок.

Для управления подпиской на рассылки перейдите на вкладку Редактировать в своем личном кабинете и выберите наиболее подходящие рассылки внизу страницы.

Блоги

Признаки обновления означают, что отрасль успешно подстраивается под новые условия
Уход одних игроков рынка сопровождается приходом других
Иногда происходящее в авиации хочется охарактеризовать этими словами главы Lufthansa
2016 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.