Airbus обосновался в России

Но отечественный авиапром пока не принимает все предложения концерна

Европейская компания Airbus готова сотрудничать с российскими предприятиями как в производстве комплектующих для лайнеров, так и в проекте переоборудования пассажирских машин в грузовые. Оборот программы сотрудничества Airbus с отечественным авиапромом за десять лет с момента подписания контракта в 2001 г. может превысить 800 млн долл. Представители компании считают, что годовой оборот в 110 млн долл. будет достигнут уже в 2007 г.

Планы перспективной кооперации российских и европейских авиастроителей, озвученные представителями Airbus, еще смелее. Вице-президент Airbus по стратегическому планированию Аксель Крайн во время визита в Москву заявил, что общий объем программ, в которых могут принять участие российские производители, оценивается в 25 млрд долл. Правда, г-н Крайн заметил, что пока рано говорить о сроках, в которые эта сумма может быть "освоена". В сегменте исследований и перспективных разработок компания запустила в России около двух десятков новых проектов, в частности, по аэродинамике, новым материалам, конструкциям элементов планера, исследованиям новых схем самолетов и математическому моделированию. "Дополнительные пакеты крупных заказов на изготовление компонентов для самолетов А320, А330, А340 и А380 были размещены в НПК "Иркут" и Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Выполнение этих заказов стоимостью 200 млн долл. рассчитано на десять лет", — сказал г-н Крайн.
Помимо работы в сфере производства компания намерена расширить свою долю контрактов в обрабатывающей отрасли. Западные производители самолетов — как Airbus, так и Boeing — давно приобретают у корпорации "ВСМПО-Ависма" титановую продукцию. Airbus в прошлом году подготовил соглашение на покупку алюминиевых сплавов с "СУАЛ-холдингом" (второй после "Русского алюминия" производитель первичного алюминия в России). По прогнозам представителей компании, сами поставки могут начаться в 2009 г., после прохождения необходимой сертификации. Впрочем, пока нет определенной информации о том, в какой мере Airbus готов способствовать процессу сертификации (эта процедура весьма дорогостоящая, а количество алюминия, требуемое самолетостроителям, как ни странно, относительно невелико — строительная отрасль потребляет на порядок больше).
Работа российского инженерного центра ECAR в прошлом году была в основном сосредоточена на проектировании нескольких секций фюзеляжа грузового варианта А380. Вместе с этим центр подключился к конструкторским работам по А350. Напомним, что запуск программы А350 состоялся в октябре 2005 г., и сейчас на модификации самолета A350-800 и A350-900 уже поступило 176 заказов от 13 компаний. В 2007 г. начнется изготовление узлов и компонентов, а сами лайнеры должны выйти на рынок в 2010 г. Подключаясь еще на этапе рабочего проектирования, российские компании получили возможность принять участие в разработке и изготовлении таких элементов, как силовая конструкция пола, направляющие и каретки закрылков, нервюры крыла и силовой набор задней кромки крыла, штамповки силовых элементов пилона, компоненты шасси и силовой набор отсека шасси. У российских предприятий появился также шанс применить новую бизнес-модель в работе с западными партнерами, но использовать его не удалось.
Дело в том, что представители Airbus предложили российским предприятиям участвовать в программе А350 на условиях разделения рисков, то есть инвестировать собственные средства в проведение работ в обмен на соответствующую долю прибыли от продаж полученного продукта. Однако, по словам генерального директора некоммерческого партнерства "Объединенный авиастроительный консорциум" Валерия Безверхнего, пока отечественный авиапром будет работать с Airbus по А350 на контрактной основе, поставляя продукцию почти на 120 млн долл. в год. "В настоящее время создание самолета A350 находится на такой стадии, когда российская сторона не успевает стать рискоразделяющим партнером Airbus в программе НИОКР и производства A350", — говорит он. Впрочем, г-н Безверхний не отрицает и возможности участия российских компаний в создании пассажирского лайнера Airbus нового поколения на новых условиях.
Активизацию деятельности Airbus в России можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, европейские самолетостроители видят в сотрудничестве с создаваемой в России Объединенной авиастроительной корпорацией потенциал для укрепления своих позиций в соревновании с основным конкурентом — американской компанией Boeing. Вторая причина носит более прагматичный характер: представители Airbus не скрывают, что надеются на увеличение объемов продаж своих самолетов на российском рынке. "В предстоящие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется свыше 600 магистральных самолетов общей стоимостью 46 млрд долл. для удовлетворения ожидаемого увеличения объема воздушных перевозок и замены устаревающей авиатехники", — говорится в недавнем прогнозе, сделанном Airbus. Исходя из примерно равных рыночных долей Airbus и Boeing во всем мире, можно ожидать, что европейцы рассчитывают как минимум на половину российского рынка, а расширение масштабов сотрудничества позволяет им надеяться на еще более оптимистичный результат.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.