Арабские сказки

Страны Персидского залива уже стали свидетелями многих новых проектов на рынке а

Cаудовская низкотарифная авиакомпания Sama Airlines была вынуждена прекратить полеты 28 августа из-за недостатка оборотных средств. Переговоры с потенциальными инвесторами, а также с другими перевозчиками о партнерстве (в их числе была и Jazeera Airways) не привели к положительному результату. Глава Sama Брюс Ашби поначалу утверждал, что компания надеется возобновить полеты через несколько дней после их прекращения, однако в сентябре стало ясно, что перевозчик навсегда прекратил свой бизнес. Страны Персидского залива уже стали свидетелями многих новых проектов на рынке авиаперевозок, большинство из которых придерживаются низкотарифной модели. В Кувейте Jazeera Airways и Wataniya (работает в премиум-классе) конкурируют с Kuwait Airways. Авиакомпания Bahrain Air пытается укрепить свою позицию, соперничая с Gulf Air — убыточной авиакомпанией, которой повезло оказаться государственной. Nas Air пытается выстроить свой бизнес в Саудовской Аравии. А в Шардже работает Air Arabia — крупнейшая, старейшая и наиболее успешная низкотарифная авиакомпания в регионе (хотя в прошлом году ее прибыль сильно упала). Сейчас она конкурирует с flyDubai — принадлежащим государству перевозчиком, который начал полеты в прошлом году.
Низкотарифные перевозчики увеличили свою долю на рынке в регионе с нуля до 10% всего за несколько лет.
Как и у других двух игроков на рынке Саудовской Аравии — Saudi Arabian Airlines (также известна как Saudia) и Nas Air — бизнес Sama пострадал от невозможности повысить тарифы, поскольку необходимо было стимулировать население путешествовать по воздуху. Кроме того, правительство Саудовской Аравии ставит обязательным условием для авиакомпаний выполнение рейсов на второстепенных и, как правило, убыточных маршрутах, для того чтобы получить разрешение работать на наиболее привлекательных направлениях внутри страны. Принадлежащий государству национальный перевозчик Saudia несет значительные убытки в течение многих лет, но они покрываются из бюджета страны. Nas Air приходится выживать самостоятельно как частной авиакомпании. Хотя этот перевозчик может выиграть от ухода с рынка Sama, рынок в целом от этого пострадает. Сама Nas Air только что пережила смену топ-менеджмента: место генерального директора вместо Уолтера Пренцлера занял пилот Саймон Стюарт, ранее занимавший одну из менеджерских должностей EasyJet.
Jazeera Airways — еще один перевозчик, который, по крайней мере до недавнего времени, испытывал серьезные финансовые трудности. Авиакомпания, возглавляемая бывшим главой туроператора Thomas Cook Стефаном Пичлером, зафиксировала убыток в 16,2 млн долл. в II квартале, что почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Авиакомпания инициировала значительное сокращение расходов. Почти половина из ее флота — пять из 11 самолетов A320 — будет выставлена на рынке с помощью дочерней лизинговой компании перевозчика, чтобы значительно сократить объемы в III и IV кварталах.
Как признает Jazeera, часть аудиторского отчета была по небрежности упущена в объявленных в августе результатах. Аудиторы Deloitte & Touche отметили в комментариях к своему отчету, что в конце июня текущая задолженность группы превышала ее активы на 195,4 млн долл.: "Совет директоров и топ-менеджмент компании рассчитывают на увеличение объема оборотных средств за счет бизнес-плана и стратегии, которой следует компания, а также финансовой поддержки владельцев акций и кредиторов".
Тем не менее Jazeera позднее заявила, что совет директоров рекомендовал не предоставлять премию в 50 филсов (примерно 0,17 долл.) за акцию при размещении дополнительной эмиссии акций. Компания планирует выпустить 200 млн акций по цене 150 филсов за акцию (хотя изначально планировалось, что вместе с премией цена акции составит 10 филсов). Этот шаг позволит увеличить капитал компании на 91%, до 145 млн долл. Компания утверждает, что III и IV кварталы будут гораздо успешнее.
Приняв окончательное решение сократить бизнес авиакомпании, Jazeera также отказалась от приобретения конкурирующих авиакомпаний в регионе, в том числе и Sama. Случай с Jazeera Airways вновь спровоцировал вопрос о том, как много новых проектов, начатых в последние годы, имеют достаточные финансовые возможности для выживания на рынке, где такие перевозчики, как Gulf Air, Kuwait Airways или Saudi Arabian, получают значительную государственную поддержку. Различные ограничения прав на выполнение полетов, ограничения на владение и жесткое административное регулирование связывают перевозчиков и заставляют многих из них работать на убыточных рынках; выживание в таких условиях оказывается чрезвычайно сложным.
Даже Air Arabia, первый низкотарифный перевозчик в регионе и на данный момент крупнейший, уже ощущает сложности. Чистая прибыль авиакомпании в II  квартале упала на 44%, однако все еще остается на удовлетворительном уровне в 485 млн дирхамов ОАЭ (132 млн долл.). Однако глава авиакомпании Адель Али говорит, что рынок сейчас находится на своем нижнем пределе. После периода роста авиакомпания рассчитывает остаться устойчивой в 2010 г. и возобновить экспансию в 2011 г. В отличие от своих соперников Air Arabia не концентрируется на едином хабе. Начав бизнес в Шардже, компания также базируется в Касабланке (Марокко) и Александрии (Египет); в обоих случаях с помощью дочерних структур, созданных совместно с местными инвесторами. Перевозчик рассчитывает сформировать еще одну базу в Аммане (Иордания) вместе с группой Tantash.
Авиакомпания располагает флотом из 23 самолетов А320, три из которых базируются в Марокко и два в Египте; 18 работают в Шардже. Также перевозчик разместил твердый заказ на 26 А320. Однако Air Arabia столкнулась с новым сильным соперником: всего в нескольких километрах от ее базы в Шардже — в Дубае — 14 месяцев назад свой бизнес начала новая авиакомпания flyDubai. Она создана правительством эмирата Дубай как партнер для Emirates, сейчас перевозчик летает по 21 направлению. За время своего существования перевозчик обслужил около 1 млн пасс., а также получил девять из 50 заказанных Boeing 737-800. Представители авиакомпании утверждают, что с момента начала полетов пассажиропоток на маршруте Дубай—Бейрут вырос на 33%, а Дубай—Амман — на 40%. FlyDubai рассчитывает работать на маршрутах в 4–5 ч полета от Дубая.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.