Банкротство года

Добровольно инициированная в начале декабря процедура банкротства (преследующая своей целью защиту от кредиторов) второй в мире по объему перевозок авиакомпании — американской United Airlines может не только привести к изменению конъюнктуры на американском и мировом рынках авиаперевозок, но и существенно повлиять на бизнес производства и продажи авиационной техники.

Банкротство United Airlines стало крупнейшим за всю историю гражданской авиации мира. Как отмечают американские аналитики, по своему размаху и возможным последствиям случай с United вошел в десятку самих громких банкротств США начиная с 1980 г. На момент начала процедуры банкротства задолженность перевозчика достигла 23 млрд долл. при объеме оборотных средств 800 млн долл.

Строго говоря, авиакомпания еще не является банкротом. United воспользовалась главой 11 американского Закона о банкротствах, регулирующей вопросы реорганизации неплатежеспособных компаний под руководством старого менеджмента в попытке избежать их полной ликвидации. В настоящее время United продолжает выполнять рейсы по своему обычному расписанию.

По американскому законодательству процедура банкротства временно защитит авиакомпанию от судебного преследования со стороны кредиторов. На время действия процедуры компания получит возможность заняться снижением издержек путем переговоров с профсоюзами, лизинговыми компаниями и кредиторами. План реструктуризации United предполагает снижение оплаты труда персонала, продажу части основных фондов, переуступку прав и слотов на выполнение некоторых маршрутов, а также кадровые перестановки в топ-менеджменте авиакомпании. По мнению Гленна Тилтона, президента и генерального директора авиакомпании United, авиакомпания будет находиться под защитой главы 11 в течение 18 месяцев.

Специалисты предсказывают, что United в процессе реорганизации превратится в перевозчика меньшего размера, однако непонятно, каким образом "ужавшаяся" авиакомпания сможет обслуживать свою огромную сеть маршрутов и основных транспортных узлов в Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско.

Реструктуризацию под защитой главы 11 американские перевозчики использовали не раз. Более того, многие авиакомпании после ее проведения вновь начинали успешно функционировать, однако до этого ни один перевозчик не был в таком глубоком финансовом кризисе, как United. Задолженность в 23 млрд долл. в три раза превышает задолженность любой из авиакомпаний США, инициировавшей до этого процедуру банкротства. На слушании дела United в суде г. Чикаго представители авиакомпании признались, что в последнее время перевозчик терпит убытки в размере 22 млн долл. ежедневно, а в течение января 2003 г. ожидаемые ежедневные убытки составят 18 млн долл. И хотя в обороте компании находится 800 млн долл. и еще 800 млн перевозчик планирует получить от банков-кредиторов, оборотных средств компании может хватить не более чем на три месяца.

По одному из пунктов Закона о банкротствах, United имеет возможность отказаться от лизинга самолетов, в дальнейшей эксплуатации которых она не заинтересована. Вероятнее всего, для того чтобы выжить, перевозчик начнет распродажу основных фондов и откажется от поставок новых самолетов. Аналитики считают, что первыми из парка компании будут выведены около 10 Boeing 747-400, весь флот 767-200 (18 самолетов) и часть 737-300.

Кроме того, законодательство позволяет существенно уменьшить расходы на оплату труда. В случае, если United Airlines и ее профсоюзы не смогут прийти к соглашению, закон позволяет компании в одностороннем порядке пересмотреть трудовые контракты и условия выплаты компенсаций своим работникам. За несколько дней до банкротства United достигла соглашения с профсоюзами о снижении заработной платы, за счет которого авиакомпания планировала сэкономить 5,2 млрд долл. в течение 5 лет.

По оценке министра транспорта РФ Сергея Франка, высказанной на прошедшем в декабре совместном заседании коллегий Минтранса РФ и Российского авиационно-космического агентства, банкротство United может привести к сокращению стоимости лизинга судов западного производства на 30%. С такими ценами иностранным самолетам не будут страшны существующие в России запретительные барьеры.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.