Без радикальных изменений

Кабина пилотов Boeing 787 будет обладать только такими новшествами, которые можно назвать модернизацией оборудования

Майкл МЭКХЭМ, Сан-Франциско
По словам руководителей компаний Boeing и Rockwell Collins, в кабине пилотов самолета 787 появился ряд технических новшеств, однако она спроектирована таким образом, что для пилотов, летающих на 777-х, объем переподготовки будет минимальным. Среди нововведений, предлагаемых в стандартной конфигурации, двойные индикаторы на лобовом стекле и электронные комплекты документации (так называемые электронные сумки пилотов, Electronic Flight Bags).
"Все это делает кабину пилотов более удобным местом работы", — считает шеф-пилот Boeing 787 Майк Каррикер. Осмотрев макет кабины и заслушав в течение дня сообщения по техническим аспектам ее компоновки, президент Международной федерации ассоциаций пилотов авиакомпаний Дэнис Долан заявил, что кабина произвела на него огромное впечатление. Он назвал ее "эволюционным шагом вперед, значительно улучшающим возможности пилотов по получению той информации, которая нужна, в тот момент, когда она нужна, и в том виде, в котором она нужна".
По словам руководителей фирмы Boeing, унификация кабины пилотов является одним из преимуществ с точки зрения авиакомпаний, что связано, по-видимому, с успешным внедрением этой идеи на семействах узко- и широкофюзеляжных самолетов Airbus. Фирма Boeing поставила задачу минимизировать время на переподготовку пилотов при их переходе с 777-х на 787-е. "Мы ставили целью обеспечение переподготовки в течение пяти дней, и сейчас очень близки к этому. Возможно, требуемое на переподготовку время окажется даже меньше", — считает руководитель программы 787 Майк Бэйр.
"Я думаю, что надо быть весьма осторожным в вопросе сохранения одинаковой кабины при переходе от одного самолета к другому и третьему. Такие действия имеют колоссальные последствия и должны быть очень взвешенными", — заявил он, говоря о поисках компромисса между сокращением времени переподготовки пилотов и необходимостью модернизации кабины, оснащения ее оборудованием, которого не существовало 15 лет назад, когда создавался Boeing 777.
Грэг Айрмен, руководитель программ фирмы Rockwell Collins по разработке оборудования для самолетов Boeing, отметил, что главной задачей было обеспечение гибкости для возможности дальнейшей модернизации систем. В основном эта задача решалась на основе модульной конструкции аппаратных средств и внедрения программного обеспечения с архитектурой открытых систем.
Контракт на разработку оборудования для Boeing 787, заключенный с Rockwell Collins, отводит фирме самую значительную роль в качестве системного интегратора за всю историю ее отношений с Boeing. Rockwell Collins поставляет жидкокристаллические индикаторы (ЖКИ) кабины пилотов, органы управления в кабине пилотов, системы сигнализации, связи и наблюдения, а также бортовую базовую информационно-вычислительную сеть — программно-аппаратный комплекс, построенный на принципах архитектуры открытых систем, который будет управлять бортовыми потоками информации и контролировать исполнение всех прикладных программ, в том числе и созданных в других организациях.
В кабине будут установлены четыре ЖКИ на приборной панели и пятый — на центральном пульте управления. Кроме того, на лобовом стекле каждого пилота имеется проекционный жидкокристаллический индикатор. Размер матрицы ЖКИ составляет 304 _ 231 мм (12 _ 9,1 дюйма), или 383,5 мм (15,1 дюйма) по диагонали. Общая площадь экранов равна 0,35 м2 (546 кв. дюймов), что вдвое больше, чем на Boeing 777.
"Индикаторы большего размера позволят получать больше информации по сравнению с любым другим самолетом, которые я видел, и быстрее абстрагироваться от посторонних данных", — утверждает г-н Каррикер. В качестве расширений система позволяет включать отображение схемы аэропорта и воздушной обстановки в вертикальной плоскости.
Основное свойство Boeing 787, как говорит его шеф-пилот, — возможность установки любого дополнительного оборудования по желанию заказчика. К такому оборудованию относится система цифрового представления документации, в том числе схем и карт в "электронной сумке", метеолокатор с автоматическим сканированием, индикатор системы предупреждения столкновений в воздухе (TCAS).
Для ввода и поиска данных используется устройство управления курсором и многофункциональная клавишная панель.
На поставляемом фирмой Rockwell Collins пульте управления расположены органы управления автоматом тяги, балансировкой по тангажу, крену и рысканью, а также интерфейсы электродистанционной системы управления с системой предупреждения столкновений в воздухе. С целью упрощения монтажа и техобслуживания все органы управления должны быть выполнены по модульному принципу.
Недавно разработанная комплексная система наблюдения включает в себя подсистему передачи сведений о метеообстановке, приемоответчик УВД с адресным режимом S, подсистему передачи информации о положении относительно поверхности земли и предупреждения о приближении к земле.
По словам руководителей фирмы Rockwell Collins, элементная база системы связи отличается меньшими размерами и весом по сравнению с элементной базой эпохи создания самолета 777. В систему связи входит МВ-радиостанция VHF-2100 с каналом передачи цифровых данных и возможностью работы в режиме Mode 2, которая потенциально может быть модернизирована до VDL 3/4 с полностью цифровой передачей данных, а также КВ-радиостанция HFS-900D. Система спутниковой связи SAT-2100 поддерживает связь со службами обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации и предоставляет три канала для голосовой связи. Она может быть модернизирована для высокоскоростной передачи данных через систему Inmarsat Swift. В систему связи входит также аппаратура для цифровой записи голосовых сообщений и передаваемых данных.
Бортовая информационно-вычислительная сеть построена на технологии Ethernet и является компонентом системы с общим ядром (Common Core System) фирмы Smiths Industries. Фирма Rockwell Collins определяет эту сеть как высокоинтегрированную двунаправленную оптоволоконную или кабельную сеть на основе протоколов и стандартов Arinc 664, предназначенную для управления потоками информации от бортовых систем.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024-05-06 15:38
2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.