Бизнес-авиации нужны кадры

Из доклада на Международной конференции "Деловая авиация России"

Мария РЯБОВА, руководитель отдела подбора персонала консалтинговой компании "АвиаПерсонал"
Около 10-15% работников, занятых в сфере гражданской авиации, трудится в сегменте деловой авиации. На сегодня в России практически отсутствует система первоначального авиационного образования, позволяющая готовить персонал по стандартам ICAO. Для работы в бизнес-авиации на ВС отечественного производства, модернизированных под VIP-класс (Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62), летный состав пополняется за счет ресурсов, подготовленных еще в советское время. А вот для эксплуатации ВС иностранного производства операторы и владельцы судов вынуждены переобучать летный состав в сертифицированных центрах Европы и США. Ответственность за переподготовку берет на себя зарубежный учебный центр.
Безусловного, сейчас бизнес-авиация не ощущает угрозы дефицита летного состава — пилоты стремятся в бизнес-авиацию, поскольку уровень заработной платы в данном сегменте существенно выше, чем у регулярных авиаперевозчиков (см. таблицу).

Специалист
Регулярные рейсы
Бизнес-перевозки
Сравнительный анализ ежемесячной заработной платы, долл.
Командир воздушного судна
4000-7000
5000-10000
Второй пилот
1500-3000
2500-5000
Бортпроводник
500-1000
1000-4000
Представитель авиакомпании
800-1500
850-1800
Флайт-менеджер
-
800-1500
Инженерно-технический персонал
700-1500
1000-2000
Диспетчер по планированию рейсов
От 500
От 800
Менеджер по организации авиаперевозок
1000-1300
1500-3000
Однако, в отличие от летного состава, уже сегодня существует острый дефицит профессионального административного персонала в бизнес-авиации: менеджеров по продажам перевозок, специалистов планово-диспетчерской службы, флайт-менеджеров, представителей авиакомпании. Есть несколько учебных центров, занимающихся подготовкой таких специалистов, но, учитывая характер работы в бизнес-авиации, они пока не могут осуществлять подготовку этих специалистов на должном уровне по причине недавнего появления на рынке такого сегмента, как бизнес-авиация. Что же происходит на рынке? Работодателю приходиться либо перекупать готовые кадры, либо выращивать собственные. Ротация кадров — процесс неблагодарный из-за узости сегмента рынка, а выращивание — это слишком долгий и затратный путь.
Вообще, персонал, работающий в бизнес-авиации, имеет особый профессиональный и личностный портрет, что значительно затрудняет поиск специалистов. Здесь очень важны личные качества сотрудников: стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать с VIP-клиентом, готовность к работе по 24 ч в сутки, умение грамотно и самостоятельно организовать собственный процесс труда. Зачастую административными специалистами выполняется довольно большой круг обязанностей, поэтому их подготовка отчасти должна выходить за рамки подготовки простого администратора или управленца.
Отдельной темой для всего авиационного персонала звучит вопрос стандартов английского языка. В связи с известными требованиями ICAO, которые вступят в действие в 2008 г., эта нехватка кадров станет еще острее. Знание английского языка является неотъемлемым требованием при приеме на работу и менеджеров по продажам, и флайт-менеджеров, и представителей, работающих с клиентами. На данный момент в РФ есть специальные центры по обучению английскому языку, но не все они имеют должные лицензии и сертификаты.
Все существующие преграды для развития бизнес-авиации, которые касаются авиационного персонала, устранимы, но только в том случае, если мы вовремя обратим на них внимание и примем необходимые меры:

  • Во избежание кадрового дефицита нужна система первоначального обучения, акцентированная на практической подготовке и соответствующая международным стандартам. Разработка данной системы должна стать прерогативой государства, но реализовываться она может совместно с интересантами из бизнес-сектора.
  • Для массово используемых в бизнес-авиации типов ВС иностранного производства, таких как BAe-125, Falcon, Challenger, необходимо создание тренажерного учебного центра на территории России.
  • Можно рассматривать и привлечение крупных иностранных учебно-тренировочных компаний для создания на территории РФ филиалов по подготовке авиационно-технического персонала для ВС бизнес-класса.
  • Необходим общий стандарт в отношении требований к знанию английского языка для авиационного персонала в соответствии со стандартами ICAO, то есть органами госрегулирования должна быть выработана единая методика обучения и требования к сертификации учебных заведений, которые будут готовить авиационный персонал по нормам ICAO. Должен быть жесткий контроль со стороны государственных органов.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.