Болевые точки

Барьеры на пути развития европейских низкотарифных авиакомпаний

Дуглас БАРРИ, Лондон
По словам руководителей авиакомпаний, для слишком быстрого роста европейских низкотарифных перевозчиков (НТП) существуют два препятствия: администрация аэропортов и законодательство об охране окружающей среды.
Так, исполнительный директор EasyJet Эндрю Харрисон считает, что эти два ограничения, несомненно, угрожают дальнейшему развитию рынка европейских низкотарифных перевозок. По его мнению, поскольку авиакомпании обязаны вносить свой вклад в охрану окружающей среды, то и относиться к ним надо с учетом всех сопутствующих факторов. С одной стороны, электростанции и автомобильный транспорт выбрасывают в атмосферу значительно больше диоксида углерода, чем самолеты гражданской авиации, но с другой — обложение воздушных перевозок налогом на охрану окружающей среды будет особенно чувствительным для НТП с их структурой цен на билеты.
Выступая на Всемирном конгрессе низкотарифных авиакомпаний, состоявшемся в сентябре 2006 г., г-н Харрисон пояснил также, что он подразумевает под "инерцией аэропортов", тормозящей развитие рынка НТП. Он подверг критике отсутствие, на его взгляд, перемен в монополистической деятельности руководителей аэропортов, их стремление "озолотиться" путем повышения стоимости услуг и сборов.
Под огнем критики оказалась и стратегия развития новых аэропортов, в том числе европейских. В частности, Вольфганг Курц, бывший исполнительный директор Hapag-Lloyd Express, ныне руководитель группы экспертов в области авиации консалтинговой фирмы Advolar, заявил, что предложения по развитию берлинского международного аэропорта Бранденбург "рискуют оказаться всего лишь причудливыми украшениями баварского замка XIX века".
Последствия недавнего усиления мер безопасности в Великобритании, вызванные раскрытием подготовки террористических актов, уже заставили авиакомпании сконцентрировать внимание на недостатках работы аэропортов, особенно в Лондоне и его окрестностях. Дополнительные меры безопасности до предела сократили их пропускную способность. Как отметил г-н Харрисон, сегодня "впечатление от аэропортов такое, что хуже не было еще никогда".
Управление аэропортов Великобритании (BAA) руководит деятельностью крупнейших воздушных гаваней на юго-востоке Англии, в том числе трех основных аэропортов Лондона: Хитроу, Гэтвика и Стэнстеда. Как НТП, так и компании, предоставляющие полный спектр услуг, ощутили острую необходимость принятия мер по ликвидации негативных последствий, вызванных ужесточением процедур обеспечения безопасности полетов. Эндрю Харрисон сообщил, что EasyJet участвует в "интеллектуально насыщенном, серьезном и конструктивном диалоге" с британским правительством по вопросу о том, как избежать подобного хаоса в будущем. Одним из возможных решений, по его мнению, является предоставление полиции бо'льших полномочий по принятию дополнительных мер охраны аэропортов в критических ситуациях.
Дерегулирование рынка, обеспечившее расцвет низкотарифных авиакомпнаий, к сожалению, не затронуло европейские аэропорты, считает г-н Харрисон.
С ним солидарен и Майк Раттер, коммерческий директор FlyBe, который также выступает за разрушение монополии аэропортов. Он предлагает такую модель организации их работы, при которой "аэропорты, расположенные в пределах полутора часов езды на автомобиле, не должны принадлежать одной и той же компании". Подобный подход, очевидно, приведет к разделению BAA. По словам г-на Раттера, поскольку британское Управление по соблюдению законодательства в торговле сейчас проверяет владельцев аэропортов Соединенного Королевства, то, "возможно, уже идет процесс принятия соответствующих мер".
И Майк Раттер, и Эндрю Харрисон обеспокоены также перспективами принятия Евросоюзом новых законопроектов, затрагивающих интересы низкотарифных авиаперевозчиоков. По мнению первого, "пора прекратить использование авиации в политических играх". Г-н Харрисон озабочен тем, что при решении вопросов охраны окружающей среды мнение авиакомпаний не принимается во внимание, их считают своего рода "экологическими изгоями".
Как считает исполнительный директор EasyJet, авиационное сообщество должно более твердо отстаивать свои интересы при обсуждении подобных вопросов. В противном случае, предупреждает он, "экологические налоги... могут превратиться в серьезную угрозу. Риск возникновения непредвиденных последствий [для рынка низкотарифных перевозок] очень высок".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.