Центр притяжения

Столичные аэропорты доминируют на украинском рынке авиаперевозок, а доля региональных продолжает снижаться
Центр притяжения
Вопрос привлекательности региональных аэропортов для частного капитала остается открытым

Этим летом сразу несколько украинских региональных аэропортов обратили на себя внимание. Аэропорты Винницы и Черновцов возобновили обслуживание регулярных рейсов. Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) начала полеты из Киева в Черновцы, а из Винницы — в Варшаву и Тель-Авив. Кроме того, аэропорт Ровно после длительного перерыва возобновил обслуживание коммерческих рейсов; авиакомпания "Браво" запустила отсюда чартерный рейс в Анталию. На протяжении долгого времени все эти аэропорты обслуживали только рейсы бизнес-авиации.

Однако общая динамика не такая положительная. Всего, по данным Госавиаслужбы Украины, коммерческие рейсы выполняются из 20 украинских аэропортов. Два из них — Борисполь и Жуляны — расположены в столице. Региональных аэропортов соответственно 18. Но только пять из них обслуживают более 100 тыс. пасс. в год. Все они расположены в крупнейших областных центрах — Одессе, Львове, Харькове, Днепре и Запорожье. Остальные аэропорты обслуживают преимущественно рейсы деловой авиации и единичные чартеры. Регулярные полеты выполняются только из аэропортов Ивано-Франковска, Херсона и Ужгорода, а также, с этого года, — из Винницы и Черновцов.

В прошлом году совокупный пассажиропоток региональных аэропортов составил 2,5 млн чел., т. е. 23% от количества пассажиров, обслуженных всеми украинскими аэропортами. Это минимальный показатель с 2008 г. В пиковом 2013 г. региональные аэропорты обслужили 4,8 млн пасс. На их долю пришлось 36% всего пассажиропотока.

Такое снижение доли региональных аэропортов закономерно во время кризиса. Например, в 2008–2010 гг. доля аэропорта Борисполь также увеличивалась. Объясняется это прежде всего тем, что бизнес-активность и покупательная способность населения в столице выше, чем в регионах, и в кризис страдает в меньшей степени. Однако в данном случае важны факторы, которые формируют тенденцию: конъюнктура рынка и состояние инфраструктуры.

Рынок  

Украинские аэропорты с 2013 г. потеряли треть пассажиропотока. Кризис отрасли привел также и к структурным изменениям рынка. Ряд иностранных авиаперевозчиков ушли с украинского рынка регулярных перевозок (например, Emirates, Alitalia) или сократили частоту рейсов (например, flydubai, Austrian Airlines), прекратилось авиасообщение между Украиной и Россией, некоторые украинские авиакомпании ушли с рынка или существенно сократили маршрутную сеть (например, "ЮТэйр-Украина", "Роза Ветров"). Также лоукостер Wizz Air ликвидировал свое украинское представительство, переведя часть рейсов на Wizz Air Hungary.

На фоне ухода с рынка украинских авиакомпаний доминирующее положение как в регулярном, так и чартерном сегменте заняла авиакомпания МАУ (77% пассажиропотока всех украинских авиакомпаний в прошлом году). Это крупнейший перевозчик не только в киевском аэропорту Борисполь (узловой для авиакомпании), но и сразу в нескольких региональных аэропортах: Одессе, Харькове Львове, Ивано-Франковске, Виннице, а также через авиакомпанию "Днеправиа" в Днепре.

А вот своих базовых перевозчиков имеют лишь два региональных аэропорта. В Запорожье базируется "Мотор Сич", а в Днепре — "Днеправиа". Таким образом, региональные аэропорты финансово и операционно в большой степени зависят от авиакомпании МАУ и нескольких иностранных перевозчиков, преимущественно турецких — Turkish Airlines, Pegasus и AtlasGlobal. Такая неустойчивая модель значительно усложняет долгосрочное планирование и развитие. 

Инфраструктура

Кроме Борисполя только три украинских аэропорта имеют современную инфраструктуру, которую получили в рамках подготовки к финалу чемпионата Европы по футболу 2012 г. Во Львове и Харькове тогда были построены новые пассажирские терминалы, ВПП и перроны. В Жулянах — два пассажирских терминала, а существующая ВВП усилена и продлена на 150 м. Также в аэропорту Одессы сейчас строится новый пассажирский терминал (срок сдачи его в эксплуатацию переносился несколько раз, новая дата — начало 2017 г.). Отметим, что терминалы в Жулянах, Харькове и Одессе реализуются за счет частных инвесторов.

Инфраструктура остальных аэропортов, созданная преимущественно в 70–80-е гг. прошлого столетия, сегодня уже в значительной степени изношена и зачастую ограничивает типы ВС, которые могут принимать аэропорты.

В начале 2016 г. Кабинет министров Украины утвердил Государственную целевую программу развития аэропортов Украины на период до 2023 г., которая предусматривает реконструкцию существующей и строительство новой инфраструктуры 15 региональных аэропортов. За 8 лет правительство планирует потратить на эти цели 8,7 млрд грн (примерно 335 млн долл. по курсу 2016 г.) преимущественно государственных средств. 

Вместе с тем программа нацелена на привлечение частных инвесторов для строительства пассажирских терминалов в рамках модели государственно-частного партнерства. Но открытым остается вопрос привлекательности для частного капитала большинства региональных аэропортов при столь скромных объемах рынка и неопределенных перспективах. Однако ввиду тотального дефицита государственного бюджета и ограничений Международного валютного фонда (МВФ) вероятность выделения запланированных ресурсов из государственной казны ничтожно мала. 

Важно отметить, что большинство региональных аэропортов находится в коммунальной собственности. Поэтому именно местные власти должны быть больше всего заинтересованы в сохранении и развитии своих аэропортов. Если же финансирование не будет обеспечено ни из Центра, ни из местных бюджетов, тогда региональные перевозки станут историей.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№176 январь-февраль 2017

Календарь ATO Events

18 мая 2017 г., г. Москва
Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.