Cessna Citation CJ4

Encore пишем — Learjet в уме

Фред ДЖОРДЖ
Когда Cessna Aircraft опубликовала результаты летных испытаний Citation CJ4, эти цифры вызвали заметное оживление как на базе, в Вичите, так и на соседнем континенте, в Бразилии. По сравнению с конструкторскими расчетами бизнес-джет стоимостью 8,75 млн долл. получился легче, мощнее и быстрее. Превзошли ожидания дальность и взлетно-посадочные характеристики.
В свете подобных результатов появляется искушение пренебречь ставшим уже банальным сравнением с Embraer Phenom 300, который принято считать прямым конкурентом Citation CJ4, и вместо этого устроить поединок между CJ4 и Learjet 45XR. В самом деле, если оба эти самолета возьмут на борт по пять пассажиров и одновременно стартуют из Сан-Диего, скажем, в Саванну, то 45XR опередит соперника всего на семь минут.
Главная же разница между ними состоит в том, что Citation сможет незамедлительно вылететь в обратном направлении с теми же пассажирами против встречного ветра в 40 узлов (если получит разрешение занять эшелон 450). А вот экипажу Learjet придется зарезервировать время на дозаправку или техническую посадку.
Жесткая конкуренция между Cessna и Learjet — не новость. Она началась еще в 1988 г., когда Cessna вывела в свет CE 560 Citation V. Этот самолет развивает максимальную (истинную) крейсерскую скорость до 427 узлов, что всего на 20 узлов меньше, чем у линейки Learjet 30-й серии.
Зато у Citation V два преимущества и перед ближнемагистральным Learjet 31А, и перед его "дальнобойным" собратом 35A: лучшие взлетно-посадочные характеристики и более просторный салон. Более того, у него имеется внешний багажный отсек, которого так не хватает владельцам Learjet. Козыри Learjet: более высокая крейсерская скорость (в действительности на 50 узлов в среднем) и бo’льшая дальность (в случае 35А). Правда, у Learjet есть ограничения по максимальному взлетному весу при взлете в жаркую погоду с целого ряда небольших аэродромов, расположенных высоко над уровнем моря. Для Citation V эти условия не проблема.
Последующие модели Citation серии 560 — Ultra, Encore и Encore+ — и их соперники из семейства Learjet 40/45 подлили масла в огонь жаркой конкуренции между двумя производителями. Cessna традиционно демонстрирует более короткий разбег и пробег. Learjet берет скоростью, дальностью и полезной загрузкой при полных баках.
Однако CJ4 делает рывок вперед, практически нивелирующий историческую дистанцию между двумя марками. Да, на рейсах от 550 до 1800 км Learjet 45XR придет первым, сэкономив пассажирам до пяти минут. Зато у CJ4 дальность с пятью пассажирами на борту чуть ли не на 470 км больше, а на дальних дистанциях он и по времени практически не уступит сопернику.
Основной недостаток CJ4 — поперечное сечение фюзеляжа. Конструкторы Cessna позаимствовали незамысловатый круглый в сечении фюзеляж у винтажного FanJet 500 образца конца 60-х. Конечно, по сравнению с первым поколением Learjet салон этого самолета считался просторным.
Но и Embraer, и Learjet, два главных конкурента Cessna в этой рыночной нише, в своих последних моделях сменили парадигму, разработав с нуля фюзеляжи, предлагающие пассажирам больше пространства на уровне головы, плеч и локтей, чем Citation серии 500, включая CJ. На CJ4 сделана попытка несколько увеличить площадь пола в центральной секции салона посредством использования внешних рам. Это решение позволило добавить 2 дюйма к ширине пола по сравнению с предшествующими моделями CJ, но приблизиться к объему салонов Phenom 300, Learjet 40XR или Learjet 45XR не удалось.
Если разобраться, конкуренция между CJ4, Phenom 300 и самолетами Learjet 40-й серии более жесткая, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что CJ4 шагнул далеко вперед по сравнению с CJ3 благодаря ряду новых технологических приемов в конструкции планера и бортовых систем. По словам Норма Бейкера, руководителя программы CJ4, до 90% конструкторских решений, реализованных на самолете, инновационны. Эти перемены могут изменить расстановку сил в нише легких джетов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.