Чтобы сумка долетела

IATA ужесточила требования по отслеживанию багажа пассажиров
Чтобы сумка долетела
Основная причина потери багажа — неправильная его обработка при трансферах :: Предоставлено SITA

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) приняла более жесткие требования по отслеживанию багажа пассажиров. Об этом на конференции "Наземное обслуживание в аэропортах" рассказал технический директор компании SITA (поставщик IT-технологий для авиационной отрасли) в России и СНГ по решениям для аэропортов Виктор Кабо.

B 2018 г. вступит в силу резолюция 753 IATA, которая обяжет авиакомпании — членов ассоциации отслеживать каждую единицу багажа на протяжении всего маршрута перевозки. Резолюция предписывает, чтобы при необходимости перевозчики смогли доказать факты доставки и получения багажа при смене ответственного лица, а также обеспечить учет багажа по вылете рейса. Также авиакомпаниям необходимо будет осуществлять обмен информацией об этих событиях с другими операторами.

Требования по усилению контроля за движением багажа сформированы по инициативе самих авиаперевозчиков, которые сталкиваются с проблемами учета багажа. Резолюция должна сократить случаи ошибок при обработке зарегистрированного багажа, повысить качество обслуживания пассажиров, снизить число случаев мошенничества, обеспечить упреждающую отчетность и автоматизацию процессов обработки багажа. Кроме того, все это также позволит сократить время подготовки самолета к вылету.

Статистика и ситуация в мире и в России  

Согласно статистике SITA с 2003 г. по 2015 г. количество авиапассажиров возросло почти в два раза (1,9 млрд против 3,5 млрд пасс.); вместе с тем количество случаев неправильной обработки багажа сократилось в абсолютных числах (с 25,0 млн до 23,1 млн ед.).

В настоящее время основная причина потери багажа — это неправильная его обработка при трансферах (по данным SITA, на них приходится около 45% от всех потерь). К другим наиболее часто встречающимся проблемам в этой сфере относятся непогрузка багажа на рейс и ошибка при погрузке багажа.

Чтобы устранить все возникающие проблемы и выполнить требования резолюции, необходимо отслеживать багаж на четырех контрольных точках: регистрация (этот пункт де-факто уже реализован), транспортировка, комплектация и загрузка в контейнер, а также прибытие багажа.

У SITA нет отдельной статистики по РФ, однако, комментируя ситуацию по технологической оснащенности в российских аэропортах, можно отметить, что Россия — не худший регион с точки зрения качества обработки багажа, поэтому она не портит мировую статистику. Российская особенность заключается в том, что очень дешев труд людей и за счет этого внедрение таких технологий, как автоматическая сортировка багажа и т. п., сильно запаздывает, особенно в регионах. Получается, что труд людей настолько дешев, что такие системы — практически всегда иностранные — будут окупаться в течение многих лет. И зачастую даже при использовании ручного труда многие аэропорты показывают неплохой результат.

Таким образом, автоматические технологии будут внедряться активнее, когда труд станет дороже (зарплата работникам выдается в рублях, а системы поставляются за доллары).

Авиакомпании и аэропорты: кто платит?  

Резолюция IATA 753 стала общеиндустриальной инициативой, которая должна поддержать авиакомпании. Перевозчики должны объединиться, чтобы сформулировать общие пожелания или требования к аэропортам. Сегодня это является основным предметом обсуждения, в рамках которого нужно выработать, как максимально эффективно удовлетворять требованиям резолюции в масштабах всей страны (особенно с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу, который как раз пройдет летом 2018 г.).

По мнению SITA, здесь необходима некая "джентльменская договоренность" о том, кто возьмет на себя расходы. Отношения по принципу "аэропорт платит, а авиакомпания получает преимущество", успеха не достигнут. В качестве примера можно рассмотреть телекоммуникационную сферу, где операторы связи, конкурируя за клиента, используют общую инфраструктуру. Понимая, что, строя ее независимо, они потратят больше, а получат меньше, компании объединяются там, где это возможно, сохраняя конкуренцию в других секторах. В частности, возможен такой вариант, когда авиакомпании договариваются, что они готовы платить аэропорту за строительство, подключение и эксплуатацию соответствующей инфраструктуры.

Требованиям резолюции IATA планируют удовлетворить к 2017 году уже 66% от всех авиакомпаний — членов IATA

Требованиям резолюции IATA планируют удовлетворить к 2017 году уже 66% от всех авиакомпаний — членов IATA

Предоставлено SITA

Готовность аэропортов

Насколько сегодня готова инфраструктура аэропортов к отслеживанию багажа на четырех главных контрольных точках? Сейчас в основном контроль осуществляется на этапе приема багажа. Фиксация информации о том, получил ли пассажир сумку, ведется только на основе видеонаблюдения. Кроме того, нет такой функции, как оповещение о том, что багаж выдан или хотя бы встал на ленту. Однако внедрение этих технологий в SITA оценивают как относительно небольшие модификации уже имеющихся опций.

Кроме того, готовность инфраструктуры двух крупнейших российских аэропортов — Шереметьево и Домодедово — оценивается экспертами на уровне 70–80%. Для указанных воздушных гаваней потребуется лишь несколько небольших дополнительных шагов, чтобы авиакомпании, пользующиеся их услугами, смогли удовлетворять требованиям резолюции IATA.

Впрочем, не исключена вероятность, что в региональных аэропортах, даже крупных, могут возникнуть трудности с внедрением новых технологий. Кроме того, речь может зайти о нежелании брать на себя ответственность за то, чтобы авиакомпании — члены IATA соблюдали ее требования.

Отметим, что Шереметьево и Домодедово внедряют новые технологии по собственной инициативе и не в рамках подготовки к ЧМ по футболу. Например, как рассказали в SITA, Шереметьево использует обмен багажными сообщениями и автоматизированную сортировку багажа как минимум с 2009 г., с открытия терминала D. В Домодедово эти возможности были реализованы еще раньше.

Удовлетворить требованиям резолюции  

Резолюция IATA 753 не предписывает конкретных решений, которые обеспечат выполнение всех ее требований.

Чтобы ускорить процесс улучшения качества отслеживания багажа в РФ, компания SITA общается по этой теме с рядом российских операторов. Со стороны ведущих авиакомпаний и аэропортов (помимо Домодедово и Шереметьево речь идет об "Аэрофлоте" и "Сибири") сегодня как минимум не наблюдается отставания от рядового европейского уровня. Тем не менее в целом по отрасли создается впечатление, что в настоящее время авиаперевозчики из РФ не особо задумываются на эту тему.

По мнению экспертов, такое явление объясняется своеобразной российской особенностью, когда решение вопросов откладывается на последний момент. Процесс может активизироваться, если операторам будут грозить штрафы. Однако их размер неизвестен, и, возможно, им будет выгоднее выплатить штраф, чем реализовать все требования.

Основываясь на переговорах с аэропортами и авиаперевозчиками, можно сделать вывод, что у авиаотрасли пока нет однозначного понимания о том, какие меры нужно предпринять, чтобы удовлетворить требованиям резолюции. Со своей стороны компания готова помочь операторам, так как у нее есть статистика, готовые решения и знания. В частности, SITA может сформировать специальные предложения для аэропортов и авиакомпаний из России и СНГ по особо привлекательной цене.    

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№178 апрель 2017

Календарь ATO Events

18 мая 2017 г., г. Москва
Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.