Далеко идущие европейские планы

Александр РУСС
Александр РУСС

В июне завершается вторая фаза проекта "ТКП-Европа", которая позволит российским компаниям начать продажи на европейском рынке, прежде всего в Германии, на бланках СПД НСАВ-ТКП*. Первый вице-президент ТКП Александр РУСС рассказал в интервью АТО о деталях этого начинания.

АТО: Александр Алексеевич, как будет в ближайшее полугодие развиваться европейский проект?
А. Р.:
Мы рассчитываем, что к декабрю "ТКП-Европа" начнет работать на европейском рынке с той сетью, на которую мы первоначально ориентировались, — около 10 тыс. аккредитованных в СВВТ агентств. Полагаю, что объемы продаж к этому времени достигнут 40 тыс. билетов в месяц. Это будет так называемая третья фаза проекта. Дальше начинается промышленная эксплуатация проекта и работа на всей территории ЕС. На сегодняшний день, в основном на территории Германии, в партнерстве с "ТКП-Европа" работает около 3 тыс. агентств, а продажа в нейтральной среде составляет около 6 тыс. перевозок в месяц. У "ТКП-Европа" есть своя элементная база, доставшаяся по наследству от авиакомпании Germania Express.
У этого перевозчика была собственная организация, которая обслуживала его рейсы, фактически она занималась дистрибуцией и управлением ресурсом мест авиакомпании. Впоследствии, когда мы начали говорить о совместных действиях на рынке, нам предложили использовать на начальном этапе данную структуру, что мы и сделали. В рамках дальнейшего развития проекта мы договорились о принципах реформирования этой организации, понимая, что организация для авиакомпаний — участников СВВТ должна быть нейтральной. Наши партнеры согласились с таким подходом, и сейчас мы движемся по совместно утвержденному плану. Планируется, что процесс реорганизации будет закончен до 31 октября текущего года.
АТО: Кто отвечает за реализацию проекта "ТКП-Европа"?
А. Р.:
От российской стороны ответственным за внедрение проекта назначен я, от "ТКП-Европа" — Гюнтер Зайбт. Существует собственный штат сотрудников. Привлекаются специалисты ТКП, специалисты систем резервирования, европейские IT-менеджеры. Технологически это готовая и цельная система, которая требует определенной модификации и интеграции с системами, обслуживающими СВВТ.
АТО: Какие авиакомпании уже участвуют в этом проекте?
А. Р.:
Сегодня активно продаются немецкие DBA и Air Berlin, а также австрийская Niki; с июня этим инструментом смогут воспользоваться все российские компании, работающие в СВВТ. Основная задача "ТКП-Европа" — предоставить российским авиакомпаниям возможность продажи их перевозок на европейском рынке по тем стандартам, с которыми они привыкли работать в СВВТ. Мы убеждены, что сейчас наши перевозчики ограничены и в сети продаж, и в коммерческих действиях.
АТО: Появится ли у авиакомпаний возможность как в рамках "ТКП-Европа", так и в рамках сотрудничества с ТКП продавать на едином бланке сложную перевозку из нескольких сегментов, которая в том числе будет включать другие виды транспорта?
А. Р.:
Да, безусловно. Сегодня мы реализуем такую возможность на воздушном транспорте, следующий этап — железная дорога, автотранспорт. Вместе с авиакомпанией "Полет" реализована возможность оформления авиационной и автобусной перевозки по Германии. Перевозчик администрирует через собственную систему наземные маршруты, затем идет открытое бронирование без реальной привязки ко времени, а пассажир имеет возможность получить вторую часть поездки на другой вид транспорта до начала перевозки. Сегменты перевозки могут быть оформлены как на нескольких, так и на одном перевозочном документе.
Аналогичная схема раннее работала с авиакомпанией "Энкор". При реализации подобных решений инициатива всегда за авиакомпаниями, которые считают, что у них есть спрос на такую услугу и самостоятельно договариваются с другими видами транспорта о коммерческом сотрудничестве. Мы со своей стороны предоставляем свои технологии, готовим аккредитованную сеть продажи, интегрируем системы, а пассажиру даем возможность воспользоваться данной услугой в любом аккредитованном в СВВТ пункте продажи перевозок. Предлагать услуги по продаже смешанных перевозок планируем как в рамках проекта "ТКП-Европа", так и в рамках взаимодействия с железной дорогой Deutsche Bahn AG и провайдером Access Rail. Здесь мы будем позиционироваться как структура, которая берет на себя ответственность за интеграцию систем, подготовку агентской сети, а также обеспечение взаиморасчетов между участниками проекта. Потенциально рынку нужен такой продукт, но говорить, что сегодня он массово востребован, не приходится.
АТО: Оказало ли продвижение проекта "ТКП-Европа" какое-либо влияние на приближающийся переход Системы взаиморасчетов на мультивалютность?
А. Р.:
Нет, не совсем так. Работы по переходу системы взаиморасчетов на мультивалютность реализуются в рамках решения конференции участников системы взаиморасчетов и ряда решений НСАВ. Продиктовано это прежде всего потребностями участников системы взаиморасчетов. Сегодня в рамках общей технологии в СВВТ мы реально работаем с двумя видами валют: рубли и доллары США. Вся остальная валюта возможна при оплате пассажиром перевозки в агентстве, но невозможна при расчетах агент — ТКП и ТКП — авиакомпания.
Нередко такая жесткая схема невыгодна для наших участников. Ведь помимо ближнего зарубежья (где есть свои мягкие валюты), мы работаем еще и с дальним зарубежьем. Представим себе, что у аккредитованного в СВВТ агента имеется за границей субагент, продающий и оформляющий перевозки на бланках СДН НСАВ-ТКП. Данный субагент, контролируемый ТКП как аккредитованный в СВВТ пункт продажи, все расчеты по проданным перевозкам на СПД НСАВ-ТКП ведет с основным агентом и отвечает за расчеты перед ним, а агент в свою очередь несет ответственность за проведение расчетов по проданным перевозкам с данным и другими субагентами перед ТКП. Поэтому, когда субагент, находясь в Европе, принимает в оплату перевозки в евро, а впоследствии ведет расчеты с агентом в долларах США, возникает необходимость конвертации валюты, либо эту процедуру субагент должен переложить на агента для дальнейших расчетов с ТКП.
Одно из звеньев цепочки неизбежно теряет при конвертации средств. Подобное обременение субагента или агента и продиктовало необходимость перехода к системе многовалютности, которая позволила бы избежать ненужных дополнительных затрат, связанных с конвертацией. Мы достаточно долго шли к этому, поскольку сложно было выбрать основной алгоритм реализации данной процедуры. Мы не могли сразу перейти на мультивалютность; система была выстроена так, что расчеты в ней до октября 2004 г. велись не по расчетному коду, а по коммерческому коду перевозчика. В 2003 г. была определена этапность: сначала мы привели к международным стандартам агентскую сеть, затем технологии системы взаиморасчетов и только после этого смогли приступить к проекту "по валюте". Сейчас новая система на этапе завершения доработок. Думаю, что во второй половине этого года она начнет работать. Следующей валютой будет евро, потом, возможно, фунт (если агентская сеть будет развиваться в зоне данной валюты). Если будет необходимость, станем вводить другие твердые валюты.
АТО: Будут ли предложены агентам еще какие-либо новые технологии работы в ближайшее время?
А. Р.:
Полагаю, что месяца через два мы сможем предложить нашим партнерам киоски по продаже авиабилетов. Это автомат, где пассажир в понятной для него логике простым нажатием клавиш сможет самостоятельно запросить и оформить требуемую перевозку, оплатив ее наличными или пластиковой картой. Автомат сможет поддерживать автоматизированный и электронный циклы билетооформления.
Сейчас мы обсуждаем с производителем облик такого киоска; со своей частью мы уже пришли к решению о том, каким будет формат билета, как мы будем подавать пассажиру условия договора. Такими аппаратами сегодня заинтересовались несколько агентств. Агентства сами будут определять, сколько им заказывать киосков и куда их устанавливать. Мы полагаем, что это будут аэропорты, аэровокзалы, бизнес-центры, банки, т. е. места, где люди динамично перемещаются и дорожат своим временем. Для авиакомпаний — участников СВВТ этот канал реализации перевозок с точки зрения идентификации офиса продажи, технологий и схем расчетов остается стандартным и доступным на общих основаниях.
Также со второй половины мая мы приступаем к аккредитации интернет-пунктов продажи агентств, аккредитованных в СВВТ. Интернет-пункты продажи, аккредитованные в СВВТ, позволят пассажиру самостоятельно осуществить полный цикл оформления авиаперевозки, включая оплату по пластиковой карте в системе электронного билетооформления СВВТ, на рейсы авиакомпаний, которые будут поддерживать этот цикл.

* СПД НСАВ-ТКП — стандартные перевозочные документы (СПД) Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), форма которых утверждена решениями Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ), зарегистрирована авиационными властями России; распределение СПД среди аккредитованных агентств обеспечивает исполнительный орган СВВТ — Транспортная клиринговая палата (ТКП).
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.