"Дорожная карта" для развития аэропортов

Разработан проект "Концепции управления федеральным имуществом аэропортов гражданской авиации"

В последние несколько лет в профессиональном сообществе развернулась обширная дискуссия о том, каким образом можно остановить деградацию наземной инфраструктуры гражданской авиации. Похоже, что дискуссия не прошла даром и привела к первому осязаемому результату. На прошедшем 21 апреля первом заседании Совета Министерства транспорта РФ по совершенствованию функционирования гражданской авиации рассматривались основные положения "Концепции управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации" и была создана рабочая группа по ее внедрению. Конечно, данному документу, уже внесенному в правительство, еще предстоит пройти стадии рассмотрения и утверждения, но все же можно считать, что стратегические направления решения многочисленных проблем развития инфраструктуры, или, как модно сейчас говорить, "дорожная карта", разработаны.
Не имея возможности опубликовать довольно объемную концепцию в полном виде, редакция АТО сочла необходимым ознакомить читателей журнала хотя бы с основными положениями этого — несомненно, важного — документа, который призван стать основой для дальнейшей нормотворческой деятельности в области развития аэропортовой структуры ГА.

Предметом концепции является государственное управление федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, предназначенным для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки ВС, за исключением имущества аэродромов совместного базирования, а также имущества аэропортов (аэродромов), относящегося к объектам единой системы ОВД.
Документ устанавливает цели и задачи государственного управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации (далее по тексту — аэропортов) на среднесрочную перспективу, а также соответствующие практические меры. Кроме того, в нем определены способы и механизмы привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэропортов гражданской авиации.
Основными целями государственного управления федеральным имуществом аэропортов являются:
- формирование условий для создания национальной аэропортовой сети, соответствующей международному принципу построения авиационных маршрутных сетей hub and spoke network ("звездообразная сеть");
- создание условий для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов.
По мнению авторов концепции, основу структуры национальной аэропортовой сети должны составлять три группы аэропортов гражданской авиации: узловые, или опорные; субузловые; и, наконец, местного значения, или вспомогательные. Определение аэропортов, которые войдут в группу узловых, должно осуществляться в первую очередь с учетом наличия (или перспектив наличия) в аэропорту крупной базовой авиационной компании, а также его местоположения по отношению к основным воздушным трассам транзитных полетов над территорией Российской Федерации. Основу группы субузловых аэропортов составят те, которые будут выполнять преимущественно роль пунктов концентрации внутрирегиональных и межрегиональных потоков по отношению к аэропортам группы узловых (опорных). Группа аэропортов местного значения (вспомогательных) будет представлена аэропортами, объемы ежегодных авиаперевозок которых не превышают 50 тыс. чел.
Для формирования условий, позволяющих приступить к созданию национальной аэропортовой сети, соответствующей международному принципу построения авиационных маршрутных сетей hub and spoke network, предполагается решить следующие основные задачи:
- провести комплексное исследование проблемных вопросов создания национальной аэропортовой сети;
- завершить реструктуризацию аэропортовой сети гражданской авиации РФ;
- оптимизировать сеть и маршруты перевозок отечественных авиакомпаний.
Для обеспечения привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов необходимо решать следующие основные задачи:
- обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты, направленные на снятие барьеров для участия субъектов РФ и организаций частного сектора экономики в управлении федеральным имуществом аэропортов;
- осуществить поэтапное прекращение применения права хозяйственного ведения в практике государственного управления имуществом аэропортов, сохраняемых в сфере непосредственного управления РФ.
- усовершенствовать тарифную политику и адаптировать ее к потребностям привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в управление федеральным имуществом аэропортов для целей построения национальной аэропортовой сети;
- привести порядок гражданского оборота федерального имущества аэропортов в соответствие с законодательством, экономическими возможностями и интересами государства, а также с потребностями по построению национальной аэропортовой сети.
Для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэропортов предполагается использовать следующие способы:
- приватизация имущества аэропортов (аэродромов);
- передача имущества аэропортов (аэродромов) юридическим лицам (стратегическим инвесторам, операторам, специализированным управляющим компаниям) во временное владение и/или пользование или в доверительное управление.
Инвестиционные механизмы для привлечения инвестиций организаций частного сектора экономики в аэропортовое имущество, находящееся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, будут связаны преимущественно:
- с приватизацией имущества аэропорта (преобразование соответствующего федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество);
- с передачей стратегическому инвестору, оператору права владения и пользования имуществом аэропорта по концессионному соглашению или с передачей стратегическому инвестору, оператору, специализированной управляющей компании имущества аэропорта гражданской авиации соответственно во временное владение и/или пользование по договору аренды или в доверительное управление.
Если же речь идет о привлечении инвестиций организаций частного сектора экономики в имущество аэродромов гражданской авиации, эксплуатируемых операторами, то будут использоваться инвестиционные механизмы, связанные преимущественно:
- с передачей оператору права владения и пользования имуществом аэродрома по концессионному соглашению или с передачей оператору имущества аэродрома во временное владение и/или пользование по договору аренды или в доверительное управление;
- с приватизацией имущества аэродрома (внесение имущества аэродрома в уставный капитал оператора — открытого акционерного общества, продажа имущества аэродрома).
Практическими мерами по решению задач и достижению целей государственного управления имуществом аэропортов являются следующие:

  • Отмена законодательного определения имущества аэропортов как объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
  • Отмена законодательных ограничений на приватизацию федерального имущества аэропортов, утративших актуальность и не подкрепленных соответствующим мировым опытом.
  • Совершенствование процедуры изъятия и предоставления земель для нужд Российской Федерации, в том числе для целей строительства (развития) аэропортов.
  • Разработка и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в сфере гражданской авиации.
  • Нормативное правовое регулирование порядка передачи в доверительное управление федерального имущества аэропортов.
  • Совершенствование нормативной правовой базы государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов.
  • Расширение практики применения в сфере государственного управления имуществом аэропортов договоров аренды.
  • Передача в собственность субъектов РФ имущества аэропортов, необходимого субъектам РФ для осуществления установленных федеральными законами полномочий по организации транспортного обслуживания населения.
  • Завершение приватизации федерального имущества аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации, не используемого РФ и субъектами РФ для реализации государственных функций и полномочий.
  • Разработка бизнес-модели построения национальной аэропортовой сети.
  • Завершение процесса разделения объединенных авиационных предприятий на независимые хозяйствующие субъекты — авиационные компании и аэропорты.
  • Завершение мероприятий, направленных на оформление права собственности РФ на имущество аэропортов, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, а также на имущество аэродромов приватизированных аэропортов гражданской авиации, в том числе на соответствующие земельные участки как имущество казны.
  • Проведение инвентаризации генеральных планов развития аэропортов гражданской авиации и организация работ по их актуализации.
  • Завершение процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий гражданской авиации, имеющих в хозяйственном ведении аэропорты, за исключением предприятий, имущество которых передается в собственность субъектов РФ.
  • До снятия законодательных ограничений на приватизацию федерального имущества аэродромов гражданской авиации, а также до принятия подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", заключение с операторами приватизированных аэропортов договоров (аренды и/или доверительного управления), обеспечивающих финансирование операторами улучшения федерального имущества аэродромов, находящихся в их пользовании.
  • Проведение комплексного исследования проблемных вопросов управления аэродромами совместного базирования и унификации норм годности аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации РФ.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.