Электронные дебаты

Авиакомпании перечитывают документ Минтранса и много думают

Приказ министра транспорта от 08.11.06 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", зарегистрированный в Министерстве юстиции в конце января, принес в авиационное сообщество не столько ожидавшееся решение проблемы, сколько дополнительные споры о возможных формах воплощения электронного билетооформления в России. Авиакомпании сейчас ищут варианты применения приказа на практике.

Документ, легализующий электронный билет в России, появился в тот момент, когда многие государства уже вышли на финишную прямую по обеспечению стопроцентного использования электронного билета в авиаперевозках. "Мировое сообщество рассчитывало, что и Россия наконец-то освоит передовые технологии. По данным IATA, к концу 2006 г. даже страны Ближнего Востока и Северной Африки имеют показатель применения безбумажной технологии чуть более 20%. Российский показатель твердо застыл на нуле", — говорит начальник управления регулярных перевозок UTair Юрий Романюк.
Однако формулировка приказа Минтранса заставила некоторых перевозчиков говорить о том, что получили они далеко не то, что ожидали. Согласно документу министерства, "электронный билет должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий факт оплаты перевозки, оформленный на утвержденном бланке либо посредством контрольно-кассового чека". Г-н Романюк убежден, что в данной форме "приказ не отражает сути того, к чему стремились перевозчики, внедряя системы электронного оформления билетов, собственные системы управления отправками (DCS), обработки и передачи данных, четко представляя при этом, какие требования предъявляются к электронному билетооформлению IATA и как эта система работает во всем мире". В результате сейчас российский электронный билет не упрощает бизнес авиаперевозчиков (именно этой цели хотят добиться все компании), а, напротив, усложняет его. "Фактически в приказе удалось соединить несоединимое: электронно-цифровой формат билета, подразумевающий отсутствие бумажных носителей, и бланк строгой отчетности (БСО), от которого и пытались уйти идеологи инициативы упрощения бизнеса. Основной мыслью внедрения электронного билета было стремление избавиться от всего, что связано с заказом, доставкой, учетом и хранением БСО, и, следовательно, избежать соответствующих затрат. Но в итоге мы получаем некий суррогат, который ярко иллюстрирует анекдот из жизни: "Из доклада руководителю авиакомпании: бланки электронных билетов получены, на склад оприходованы" (сейчас для подтверждения продажи электронного билета в UTair применяется бланк СПД НСАВ-ТКП D61)", — добавляет Юрий Романюк.
В отличие от сотрудника UTair, директор авиакомпании "Сибирь" по продажам Илья Александровский считает, что по-другому сформулировать требования к электронному билетооформлению на данный момент Минтранс не мог. "Мне хотелось бы вступиться за министерство — ничего другого его глава Игорь Левитин просто не имел права написать. Существует никак не зависящая от Минтранса нормативно-правовая база по отчетности при продаже перевозочных документов (законы о контрольно-кассовой технике и бухучете, постановление № 171 и пр.), в которую они обязаны были каким-то образом втиснуть новорожденную форму перевозочного документа. С одной стороны, изобретать новую форму отчетности, тем паче электронную, Левитин никак не уполномочен, с другой — без объяснения, как при таком билете будет обоснована финансовая транзакция, Минюст завернул бы этот приказ и в третий раз, и в десятый. Так что второй пункт является, по сути, вынужденным. Когда внесут изменения в соответствующие законы и в Налоговый кодекс, которые будут обосновывать применение электронного билета для отчетности как электронного документа, тогда Минтрансу можно будет издать изменение к приказу, отменяющее второй пункт", — считает г-н Александровский.
По мнению представителя "Сибири", главное достижение документа — легализация электронного билета. Несмотря на то что западные авиакомпании в России уже оформляли перевозочные документы по безбумажной технологии, официально такая форма работы не была легитимной. "Разумеется, на основании одного этого приказа ничего не внедришь, но у нас, по крайней мере, появился такой перевозочный документ под названием электронный билет, по которому можно легально пройти в самолет, и, что важно, на основании этого приказа можно предъявить обоснованное требование к аэропортам обеспечить должную организацию предполетных процедур для пассажиров с такими билетами", — отмечает Илья Александровский.
Сейчас крупные компании прорабатывают различные варианты внедрения электронного билета, которые одновременно отвечали бы их требованиям и вписывались бы в рамки выпущенного Минтрансом приказа. Новая технология отрабатывается также в Транспортной клиринговой палате. Как говорит первый вице-президент ТКП Александр Русс, палата начала внедрение системы электронного билетооформления еще 1 декабря 2006 г.; ее опытную эксплуатацию уже начали авиакомпания UTair, представители альянса AirUnion. Предполагается, что в марте к ним присоединятся "Уральские авиалинии", интерес также проявили "Сибирь" и "Трансаэро".
"Документирование продажи перевозки и документирование обслуживания пассажиров проводится в электронной форме, но клиенту выдается билет на стандартном бумажном бланке на случай арбитражных разбирательств. Пока не снят ряд законодательных неясностей, связанных с электронным билетооформлением, агенты вряд ли смогут отказаться от бумажных бланков", — говорит г-н Русс. На первом этапе авиакомпании, участвующие в проекте внедрения электронного билета совместно с ТКП, пока не стремятся к интенсивному распространению новой формы среди партнеров. "Как показала практика, в рамках тестовой работы с новой системой перевозчики ограничивают количество агентов, которые могут оформлять перевозочные документы в электронной форме. Существующая в нашем варианте база самостоятельно фильтрует допущенных к ней продавцов", — добавляет первый вице-президент ТКП.
Из-за множества юридических и технологических неясностей сами агентские компании пока крайне осторожно высказываются о новой форме билетооформления и не пытаются форсировать ее внедрение, предпочитая более традиционные способы. Представители ряда компаний, специализирующихся на продаже авиабилетов, заявили, что рекомендуют и своим клиентам придерживаться бумажного варианта (см. АТО # 76, с. 4).
После вступления в силу приказа Минтранса чиновникам предстоит дальнейшая работа по законодательному обеспечению электронного билета. "Следующим шагом нужно поправить нормативную базу в области бухгалтерского и налогового учета — соответствующие законопроекты, насколько мне известно, уже в Думе. Тем временем можно будет начать потихоньку летать, как это успешно делают наши украинские собратья (у которых тоже ничего толком не легализовано), так что, надеюсь, к концу года мы не сильно опозоримся", — говорит Илья Александровский. По словам представителей как авиакомпаний, так и агентов, в некоторых странах внедрение электронного билетооформления также было постепенным и заняло несколько лет. Однако у российского авиарынка практически не осталось времени на тренировки — согласно рекомендациям IATA, с 2008 г. все компании должны перейти на эту форму работы. Счетчик, выставленный на сайте www.iata.org, неумолимо отсчитывает то количество дней, которое отпущено перевозчикам для решения оставшихся вопросов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.