Европа готовится

Несмотря на то что авиакомпании Старого Света пострадали от кризиса индустрии воздушного транспорта в меньшей степени, чем их американские коллеги, ситуация на европейском рынке вызывает тревогу. Война в Ираке, вспышка нетипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии и все более агрессивная конкуренция со стороны "дешевых" перевозчиков нашли свое отражение в финансовых отчетах основных авиакомпаний. Этой весной европейские "традиционные" перевозчики один за другим объявляют о сокращении штата, приостановке эксплуатации имеющихся самолетов и пересмотре контрактов на поставки новых. Но проблемы этих авиакомпаний пока никоим образом не отразились на их маршрутах в Россию — на момент выхода номера ни один из перевозчиков не объявил о сокращении здесь своего присутствия.

Неплохие результаты принесла прошлогодняя программа сокращения издержек немецкой авиакомпании Lufthansa. По итогам 2002/2003 финансового года, ее доход составил 17 млрд евро (прирост на 1,7% по сравнению с 2001 г.), а чистая прибыль достигла 717 млн евро (прирост на 633 млн евро). Вместе с тем в Lufthansa считают, что 2003 г. для нее будет сложным: она продолжает временно выводить из эксплуатации свои самолеты, число которых в ближайшее время сократится до 46. Перевозчик также объявил о приостановке набора сотрудников и свертывании программы инвестиций на сумму в 214 млн долл.

Похожую программу сокращения расходов взяла на вооружение и английская British Airways. В марте крупнейший перевозчик Старого Света начал осуществлять сокращение провозных мощностей на 4%. BA с конца 2001 г. приостановила эксплуатацию 21 самолета и не исключает возможности дополнительных сокращений в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Авиакомпания также отказывается от долгосрочных капиталовложений, "придерживая" оборотные средства (на начало апреля в обороте компании находилось 3,15 млрд долл.). Помимо этого, BA уже запланировала сокращение порядка 10 тыс. сотрудников.

Мероприятия по снижению расходов других европейских перевозчиков повторяют друг друга. Так, в связи со снижением пассажиропотока на маршрутах в Северную Америку, Азию, Ближний Восток и Европу Air France уменьшила свои провозные мощности на 7% и отложила поставку семи самолетов A320.

Вывести из эксплуатации порядка 20 самолетов планирует и авиакомпания стран Скандинавии SAS Scandinavian Airlines. Перевозчик уже отсрочил поставки Airbus A321 и Boeing 737. Схожую политику проводит и испанская Iberia, перенесшая срок поставки трех A320 по меньшей мере на год.

Голландская KLM проводит сокращение на 20% провозных мощностей на маршрутах в Северную Америку и на Ближний Восток и на 5% — на маршрутах в страны Старого Света. KLM также намерена рассчитать порядка 3 тыс. чел., что составляет 9% штата авиакомпании. Перевозчик "замораживает" программы набора персонала и отказывается продлевать трудовые договора с временными сотрудниками.

Финская авиакомпания Finnair планирует сократить свой штат на 1,2 тыс. чел. к 2005 г. Эта мера является составной частью программы снижения издержек авиакомпании, конечной целью которой является уменьшение расходов на 174 млн долл.

Австрийская Austrian Airlines также намерена добиться сокращения издержек на 5% в 2003 г. и сэкономить таким образом порядка 43,6 млн долл. Перевозчик планирует снизить провозные мощности на 11%, урезав в мае свое расписание на 10%. Планы по изменению штата у авиакомпании достаточно скромные: менеджмент перевозчика говорит о возможном сокращении 150 человек вдобавок к уволенным в 2002 г. 930 сотрудникам.

Проводя сокращения на маршрутах в другие регионы, европейские перевозчики сохраняют, а в некоторых случаях наращивают присутствие в России и странах СНГ.

Так, в летнем расписании, вступившем в силу 30 марта, Lufthansa открыла новый ежедневный рейс Киев-Мюнхен, ввела второй ежедневный рейс по маршруту Москва-Мюнхен и увеличила частоту выполнения рейсов по маршруту Алматы-Франкфурт с 5 до 7 полетов в неделю. Air France, учитывая высокий интерес туристов к проводящимся в Санкт-Петербурге юбилейным торжествам, с 31 марта ввела второй ежедневный рейс Париж-Санкт-Петербург.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.