Falcon 7X: новый уровень технологий

Компания Dassault сделала самолет, меняющий представления о бизнес-джетах

Летом этого года первые самолеты Dassault Falcon 7X поступили первым заказчикам. Другие операторы деловой авиации и владельцы авиатехники могут об этом пока только мечтать — по крайней мере до середины 2012 г. Маневренный, как истребитель, устойчивый, как коммерческий авиалайнер, воплотивший самые передовые технологии, какие только может предложить современная авиапромышленность, этот самолет будоражит воображение всех, кто имеет отношение к бизнес-авиации.

В мире деловой авиации получение сертификата типа очередного самолета не является экстраординарной новостью. Удивить этим кого-либо довольно сложно. И тем не менее о сертификации Falcon 7X (см. АТО # 79, с. 66) по-прежнему говорят и пишут как о этапном событии. Причин такого небывалого резонанса три: во-первых, самолет сертифицировался одновременно американской Федеральной авиационной администрацией (FAA) и Европейским агентством по безопасности полетов (EASA), а для деловой техники это событие беспрецедентное. В масштабе же мировой авиационной промышленности это второй случай после эпохальной программы А380 европейского авиастроительного гиганта Airbus. Совместная работа экспертов двух организаций потребовала массу согласований и продуктивных усилий по обе стороны Атлантики. Тем более что (и это во-вторых) впервые сертификационная документация была предоставлена не на бумажных носителях, а в виде трехмерных компьютерных чертежей и электронной базы проектных и производственных данных.
И наконец, это действительно "революционный" самолет, в определенной степени меняющий наши представления о бизнес-джетах. Когда руководители Dassault принимали решение о создании самолета с увеличенной дальностью, который мог бы конкурировать с Gulfstream G550 и Bombardier Global Express XRS, у них было два пути: просто "растянуть" 900Х, подправив по мере возможности его характеристики, либо начать разработку с чистого листа. Руководители французской фирмы выбрали второе, и это решение, безусловно, оправдало себя.
Применив технологии, отработанные на истребителях Mirage и Rafale (военная техника — одно из основных направлений деятельности группы Dassault), производитель представил миру первый бизнес-джет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ, или Fly-by-Wire). Принцип действия этой системы в двух словах можно изложить так. Пилот обычного самолета постоянно решает задачу: в каком положении должны находиться управляющие аэродинамические поверхности, чтобы самолет летел определенным образом? В самолете с электродистанционной системой управления этими вычислениями занимается специальный компьютер, а пилот с помощью органов управления только ставит перед ним задачу.
Кроме того, ЭДСУ позволила конструкторам Dassault достичь нового уровня соотношения устойчивости и управляемости, а также улучшить экономические характеристики. Устойчивость самолета с обычной системой управления обеспечивается хвостовым оперением: килем и стабилизатором. Коммерческие самолеты, чтобы удовлетворять заданным в авиационных правилах требованиям к устойчивости, должны иметь стабилизирующие плоскости большого размера, а это ведет к большему расходу топлива и уменьшению дальности полета. На истребителях с ЭДСУ был впервые реализован принцип динамически неустойчивого самолета, который имеет относительно небольшие размеры стабилизирующих плоскостей, а устойчивость достигается благодаря постоянной работе управляющих поверхностей, которые управляются компьютером с соответствующими датчиками и постоянно компенсируют отклонения самолета от заданного направления. Постепенно ЭДСУ стали устанавливаться и на самолеты гражданской авиации.
Применение ЭДСУ позволило Dassault, не жертвуя устойчивостью, радикально улучшить аэродинамику 7X — в частности, установить новое крыло с увеличенными углом стреловидности и удлинением. Характеристики крыла стали основным фактором, обеспечившим 7X дальность полета в 11000 км. А максимальная скорость пикирования, показанная в летных испытаниях, соответствует числу Маха 0,93 (подробнее см. АТО # 74, с. 74). Таким образом, ЭДСУ ставит Falcon 7Х на поколение впереди конкурентов, автоматически гарантируя ему с десяток рекордов.
Но передовые технологии присущи не только конструкции нового детища Dassault, они заложены и в методике его проектирования и организации серийного производства. 7Х — первый в мире самолет (второй — Boeing 787), при проектировании которого использовался комплекс информационных решений PLM (Product Lifecycle Management, управление жизненным циклом изделия). Его применение позволило сократить время производства первых самолетов в два раза по сравнению с предыдущими моделями Falcon (до рекордных семи месяцев) за счет отказа от постройки инженерного макета, прототипа и предсерийных образцов. Три из четырех самолетов, участвовавших в испытаниях, уже проданы заказчикам. Сейчас PLM применяется в серийном производстве самолета, техобслуживании, разработке индивидуальных проектов дизайна интерьера и т. д.
Силовая установка соответствует уровню дизайна самолета в целом: по заявлению представителей Pratt&Whitney, двигатель PW307A, разработанный специально для 7Х на базе двигателей серии PW300, — лидер в своем классе по топливной эффективности, а уровень шума и эмиссий существенно ниже норм, установленных ICAO. Три двигателя по 2,9 т тяги каждый обеспечивают совокупную тягу 8,7 т, что дает машине хорошую энерговооруженность.
Первые три машины уже поставлены заказчикам, более 60 самолетов находятся на различных стадиях готовности. До конца года операторам будут переданы 10-15 машин, а в 2008 — 36. В России 7Х начнут летать с 2008 г. По словам регионального директора Dassault Aviation в России Андрея Лебединского, число российских заказчиков нового Falcon сейчас больше десяти. Увидеть самолет уже в этом году смогут посетители и участники деловой программы Московского авиационно-космического салона (МАКС-2007).
По заявлениям руководства Dassault, производитель рассчитывает на 40% рынка дальнемагистральных самолетов бизнес-класса, планируя продать не менее 400-500 Falcon 7X; при этом инвестиции в программу, составившие 700 млн долл., предположительно окупятся после продажи 300 машин.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.