Финансовые показатели "Аэрофлота" за первое полугодие превысили результаты 2019 года
"Аэрофлот" показал исторически максимальную для первого полугодия выручку, положительную валовую прибыль, а также впервые с 2017 года — чистую прибыль, следует из финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), на неконсолидированной основе. Финансовые показатели продолжают тренд поступательного улучшения, наблюдающийся уже более четырех кварталов подряд.
По итогам первого полугодия 2024 года чистая прибыль ПАО "Аэрофлот" по РСБУ составила 35,3 млрд руб. против убытка в 81,7 млрд руб. за тот же период прошлого года.
Полугодовая прибыль была получена впервые с 2017 года. Более того, выручка флагманской авиационной группы на 24,3% превысила исторический максимум 2019 года (до обрушения рынка в результате пандемии и до введения санкционных ограничений). Основными драйверами роста выручки, опережающего темпы роста затрат, является положительная динамика объема перевозок, повышение интенсивности полетов как на международных направлениях, так и на внутренних, включая расширение программы из хаба в Красноярске, а также повышение коэффициента занятости кресел.
Пассажирооборот вырос на 32,7%, при этом занятость кресел составила рекордные для первого полугодия 86,9% (+3,3 п. п.). Внутренний пассажиропоток увеличился на 25,6%, международный — на 34,1% при сопоставимом увеличении количества выполненных рейсов на 20,8%.
В компании осознают критическую важность получения устойчивой прибыли в существующих условиях рынка: беспрецедентного роста капитальных расходов, стоимости топлива, аэропортовых сборов, процентных ставок и стоимости кредитования.
"Аэрофлот" фактически перешел к бизнес-модели с высоким уровнем капитальных расходов, требующей ресурсов для покрытия инвестиционных потребностей, позволяющих реализовать финансирование программы капитальных затрат, на закупку запасных частей, компонентов и агрегатов для поддержания летной годности флота.
Повышение уровня чистой прибыли, а значит и операционных денежных потоков, позволит обеспечить финансирование возросших капитальных расходов. Парк "Аэрофлота" в настоящее время состоит из 171 ВС иностранного производства.
Отдельной существенной статьей расходов в настоящее время является масштабный процесс импортозамещения основных IT-систем, обеспечивающих операционную и коммерческую деятельность группы.
Прибыль "Аэрофлота" включает 10,2 млрд руб. дивидендов от дочерних обществ — прежде всего, низкобюджетного перевозчика "Победа". Также в прибыли по РСБУ за первое полугодие 2024 года отражен неденежный доход от курсовых переоценок в размере 14 млрд руб.
Операционный убыток компании за отчетный период составил 64 млн руб. против 17 млрд руб. годом ранее; доналоговая прибыль составила 44,13 млрд руб. против убытка в 102,5 млрд руб. за первую половину 2023 года.
Выручка "Аэрофлота" по РСБУ возросла в 1,5 раза в годовом выражении, до 312 млрд руб., себестоимость продаж — на 41% (ниже, чем темп роста выручки), до 302,8 млрд руб. В компании отметили, что основным фактором роста расходов стало увеличение производственной программы и увеличение предельного пассажирооборота. Тем не менее по ряду расходных статей "дополнительное влияние оказал фактор роста цен на закупаемые товары и услуги". В частности, расходы на керосин выросли на 59,7%, из них половина — за счет роста стоимости, несмотря на частичную компенсацию посредством демпфирующего механизма. Значительный рост показывают также аэропортовые сборы и плата за обслуживание в аэропортах. Расходы на наземное обслуживание воздушных судов увеличились на 34,5%, что обусловлено как ростом объемов перевозок, так и напрямую повышением тарифов аэропортов.
Однако самый значительный рост (в 3,5 раза) показывают расходы на техническое обслуживание и ремонт, что связано как с увеличением налета, так и с повышением стоимости запасных частей. Данные расходы в первом полугодии 2024 года составили почти 33 млн руб. В компании подчеркнули, что все необходимые технические формы выполняются неукоснительно, согласно высоким стандартам по обеспечению безопасности полетов.
Кроме того, "Аэрофлот" реализует комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, что обуславливает увеличение расходов на персонал. Управленческие расходы при этом остались на сопоставимом с первым полугодием прошлого года уровне, отражая инициативы менеджмента по экономии непроизводственных затрат.
Позитивный эффект на финансовые показатели компании оказало снижение волатильности курса рубля и отсутствие отрицательной курсовой переоценки. "Изменение динамики курса рубля в II квартале 2024 года обеспечило неденежный доход от курсовых переоценок в 14 млн руб.", — говорится в отчете.
Сумма денежных средств и эквивалентов на 30 июня 2024 года составила 62,1млн руб., что говорит об уверенной ликвидной позиции российского флагмана.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators