Государственный гражданский заказ и льготный лизинг беспилотников — в чем разница?
2024 год должен стать ключевым для отрасли беспилотной авиации в России. Это год становления, который во многом определит, как будет развиваться отрасль до достижения зрелости рынка в 2030 году.
Опыт других стран показывает: чтобы раскачать производство на старте, приучить клиента к отечественной технике, нужна господдержка. Например, в Китае в начале 1990-х годов была принята специальная программа по развитию беспилотных авиационных систем. Именно это позволило вырастить таких гигантов, как DJI.
С этой целью в 2023 году в России был разработан и утвержден профильный нацпроект "Беспилотные авиационные системы", который вобрал в себя ключевые принципы и стратегические направления развития отрасли, а также меры господдержки. В том числе льготный лизинг и государственный гражданский заказ (ГГЗ).
В чем между ними разница?
Государственный гражданский заказ
ГГЗ — это инструмент прямого заказа и поставок беспилотной авиационной техники, которая нужна государственным структурам и ведомствам. ГГЗ был утвержден решением президиума Правительственной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Получателями такой техники будут, например, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения. Для каждой сферы применения нужны определенные характеристики и количества таких дронов. Чтобы не плодить число разрозненных заказов и выстроить работу системно, был разработан механизм "базового заказчика".
Ключевые задачи "базового заказчика":
- консолидация и масштабирование заказа, чтобы обеспечить производителям более понятную и прогнозируемую загрузку, а также снижение стоимости БАС для заказчика;
- контроль качества и сроков поставки беспилотников, чтобы конечные получатели дронов были избавлены от необходимости набирать для этого отдельных специалистов.
Из этого проистекают требования к самому базовому заказчику. Очевидно, что это должна быть государственная компания, обладающая технологической экспертизой в промышленности в целом и специфическими компетенциями в беспилотной авиации в частности. А также имеющая опыт в структурировании сложных долгосрочных проектов, в том числе по созданию новых отраслей и видов техники.
16 апреля Правительство РФ распорядилось назначить базовым заказчиком по ГГЗ Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК).
Почему был сделан такой выбор? ГТЛК на рынке беспилотной авиации с 2022 года. Тогда компанией совместно с Фондом Национальной технологической инициативы был создан первый в России оператор беспилотников с госучастием.
В 2023 году ГТЛК вышла на рынок коммерческого лизинга беспилотников, заключив лизинговые контракты более чем на 200 дронов.
Компания была включена в работу по формированию нацпроекта, взяв на себя функцию консолидации спроса потенциальных заказчиков и увязки его с возможностями производств.
И конечно, решающим фактором стал опыт ГТЛК как института развития в финансовом моделировании и структурировании иных транспортных проектов. Например, при поддержке компании была реализована государственная программа по выводу на рынок вертолетов "Ансат" и самолетов SJ100; кроме того, ГТЛК выступила стартовым заказчиком перспективных российских самолетов "Байкал" и Ил-114-300.
Эти ключевые компетенции соответствуют задачам "базового заказчика" и показывают, что ГТЛК может взять на себя инвестиционные риски по поставке беспилотников. А технологическая экспертиза компании позволит эти риски максимально нивелировать.
Какие условия для включения в ГГЗ производителей?
ГГЗ позволяет любому отечественному производителю претендовать на включение его продукции в перечень техники, доступной к заказу.
Однако поскольку речь идет о зарождающемся рынке и о стратегически значимой для государства отрасли, требуется проведение оценки производителя.
Глобально критерий один — добросовестность. Производитель должен быть ответственным и действительно производить технику, а не клеить собственную "бирку" на китайский дрон.
Чтобы добросовестность можно было измерить, президиумом Правкомиссии были утверждены методики квалификационного отбора, разработанные Минпромторгом РФ. При отборе в том числе проходят выезды на производство экспертной группы с участием ГТЛК, Минпромторга и Агентства по технологическому развитию, чтобы провести аудит реальных возможностей поставщика обеспечить поставки в срок и в полном объеме.
На момент запуска программы предусмотрены выполнимые условия для производителей, которые будут меняться по достижении зрелости рынка.
Так, в 2024 году для участия в ГГЗ машин свыше 30 кг к моменту отгрузки БАС необходимо будет получить акт оценки единичного экземпляра или же предоставить сертификат типа. Кроме того, Минпромторгом установлены критерии локализации производимых моделей по 719-му Постановлению РФ.
На сегодня 23 производителя квалифицированы, 5 устраняют замечания.
Льготный лизинг
Льготный лизинг — это общедоступный инструмент, который, в отличие от ГГЗ, нацелен на широкий рынок.
Программа льготного лизинга разработана ГТЛК при поддержке Минпромторга России. Льготная лизинговая ставка составит от 3,5 до 8,5% в зависимости от ключевой. Срок лизинга — от 3 до 5 лет. Авансовый платеж оператора — до 30% от стоимости дрона.
Общие принципы реализации программы утверждены президиумом Правительственной комиссии и призваны обеспечить равный доступ к участию в программе эксплуатантов БАС.
Любой оператор может претендовать на участие в программе, если его профессиональные компетенции подтверждены. Это нужно для гарантии безопасной эксплуатации техники. Критерии такой оценки компетенций сейчас проходят процедуру согласования.
Для поставщика при этом действуют те же условия, что и в ГГЗ.
Заключение
Инструменты ГГЗ и льготного лизинга имеют принципиальные различия.
ГГЗ — это инструмент прямых поставок госклиентам.
Лизинг ГТЛК — льготный инструмент для широкого рынка.
Но оба инструмента нацелены на общий результат. Закрыть все имеющиеся потребности в дронах разных заказчиков. Упростить путь клиентов к получению беспилотника. Обеспечить для производителей долгосрочный понятный заказ.
И тем самым раскачать рынок как производства, так и услуг.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators