Государственный гражданский заказ и льготный лизинг беспилотников — в чем разница?

Государственный гражданский заказ и льготный лизинг беспилотников – в чем разница?

2024 год должен стать ключевым для отрасли беспилотной авиации в России. Это год становления, который во многом определит, как будет развиваться отрасль до достижения зрелости рынка в 2030 году.

Опыт других стран показывает: чтобы раскачать производство на старте, приучить клиента к отечественной технике, нужна господдержка. Например, в Китае в начале 1990-х годов была принята специальная программа по развитию беспилотных авиационных систем. Именно это позволило вырастить таких гигантов, как DJI.

С этой целью в 2023 году в России был разработан и утвержден профильный нацпроект "Беспилотные авиационные системы", который вобрал в себя ключевые принципы и стратегические направления развития отрасли, а также меры господдержки. В том числе льготный лизинг и государственный гражданский заказ (ГГЗ).

В чем между ними разница?

Государственный гражданский заказ

ГГЗ — это инструмент прямого заказа и поставок беспилотной авиационной техники, которая нужна государственным структурам и ведомствам. ГГЗ был утвержден решением президиума Правительственной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Получателями такой техники будут, например, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения. Для каждой сферы применения нужны определенные характеристики и количества таких дронов. Чтобы не плодить число разрозненных заказов и выстроить работу системно, был разработан механизм "базового заказчика".

Ключевые задачи "базового заказчика":

  • консолидация и масштабирование заказа, чтобы обеспечить производителям более понятную и прогнозируемую загрузку, а также снижение стоимости БАС для заказчика;
  • контроль качества и сроков поставки беспилотников, чтобы конечные получатели дронов были избавлены от необходимости набирать для этого отдельных специалистов.

Из этого проистекают требования к самому базовому заказчику. Очевидно, что это должна быть государственная компания, обладающая технологической экспертизой в промышленности в целом и специфическими компетенциями в беспилотной авиации в частности. А также имеющая опыт в структурировании сложных долгосрочных проектов, в том числе по созданию новых отраслей и видов техники.

16 апреля Правительство РФ распорядилось назначить базовым заказчиком по ГГЗ Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК).

Почему был сделан такой выбор? ГТЛК на рынке беспилотной авиации с 2022 года. Тогда компанией совместно с Фондом Национальной технологической инициативы был создан первый в России оператор беспилотников с госучастием.

В 2023 году ГТЛК вышла на рынок коммерческого лизинга беспилотников, заключив лизинговые контракты более чем на 200 дронов.

Компания была включена в работу по формированию нацпроекта, взяв на себя функцию консолидации спроса потенциальных заказчиков и увязки его с возможностями производств.

И конечно, решающим фактором стал опыт ГТЛК как института развития в финансовом моделировании и структурировании иных транспортных проектов. Например, при поддержке компании была реализована государственная программа по выводу на рынок вертолетов "Ансат" и самолетов SJ100; кроме того, ГТЛК выступила стартовым заказчиком перспективных российских самолетов "Байкал" и Ил-114-300.

Эти ключевые компетенции соответствуют задачам "базового заказчика" и показывают, что ГТЛК может взять на себя инвестиционные риски по поставке беспилотников. А технологическая экспертиза компании позволит эти риски максимально нивелировать.

Какие условия для включения в ГГЗ производителей?

ГГЗ позволяет любому отечественному производителю претендовать на включение его продукции в перечень техники, доступной к заказу.

Однако поскольку речь идет о зарождающемся рынке и о стратегически значимой для государства отрасли, требуется проведение оценки производителя.

Глобально критерий один — добросовестность. Производитель должен быть ответственным и действительно производить технику, а не клеить собственную "бирку" на китайский дрон.

Чтобы добросовестность можно было измерить, президиумом Правкомиссии были утверждены методики квалификационного отбора, разработанные Минпромторгом РФ. При отборе в том числе проходят выезды на производство экспертной группы с участием ГТЛК, Минпромторга и Агентства по технологическому развитию, чтобы провести аудит реальных возможностей поставщика обеспечить поставки в срок и в полном объеме.

На момент запуска программы предусмотрены выполнимые условия для производителей, которые будут меняться по достижении зрелости рынка.

Так, в 2024 году для участия в ГГЗ машин свыше 30 кг к моменту отгрузки БАС необходимо будет получить акт оценки единичного экземпляра или же предоставить сертификат типа. Кроме того, Минпромторгом установлены критерии локализации производимых моделей по 719-му Постановлению РФ.

На сегодня 23 производителя квалифицированы, 5 устраняют замечания.

Льготный лизинг

Льготный лизинг — это общедоступный инструмент, который, в отличие от ГГЗ, нацелен на широкий рынок.

Программа льготного лизинга разработана ГТЛК при поддержке Минпромторга России. Льготная лизинговая ставка составит от 3,5 до 8,5% в зависимости от ключевой. Срок лизинга — от 3 до 5 лет. Авансовый платеж оператора — до 30% от стоимости дрона.

Общие принципы реализации программы утверждены президиумом Правительственной комиссии и призваны обеспечить равный доступ к участию в программе эксплуатантов БАС.

Любой оператор может претендовать на участие в программе, если его профессиональные компетенции подтверждены. Это нужно для гарантии безопасной эксплуатации техники. Критерии такой оценки компетенций сейчас проходят процедуру согласования.

Для поставщика при этом действуют те же условия, что и в ГГЗ.

Заключение

Инструменты ГГЗ и льготного лизинга имеют принципиальные различия.

ГГЗ — это инструмент прямых поставок госклиентам.

Лизинг ГТЛК — льготный инструмент для широкого рынка.

Но оба инструмента нацелены на общий результат. Закрыть все имеющиеся потребности в дронах разных заказчиков. Упростить путь клиентов к получению беспилотника. Обеспечить для производителей долгосрочный понятный заказ.

И тем самым раскачать рынок как производства, так и услуг.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.