Грозовые тучи

В 2008 году ожидается снижение прибыльности авиакомпаний

Роберт УОЛЛ и Адриан ШОФИЛД, Женева
В наступившем году предполагается замедление роста прибыльности авиакомпаний и снижения уровня их задолженности. Нарастает тревога, что перед ожидаемыми в 2009 г. положительными изменениями состояние дел в этом секторе экономики может ухудшиться.
В конце 2007 г. IATA уже во второй раз за истекшие шесть месяцев пересмотрела в сторону снижения свою оценку экономических показателей развития отрасли в 2008 г. На этот раз прогнозируемая прибыль составила 5 млрд долл. (ранее она оценивалась на уровне 7,8 млрд долл.). Прогноз оказался даже ниже ожидаемой прибыли за 2007 г. (5,6 млрд долл.).
"Когда маржа чистой прибыли держится на уровне 1,1%, дальнейшие изменения могут стать критическими. Проблемы, с которыми столкнется отрасль в 2008 г., будут существенно более сложными, — предупреждает гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. — Прирост пассажиропотока замедлится до 4% против 5,9% в 2007 г., однако провозные емкости должны увеличиться и поэтому реальные прибыли снизятся до 3,5%".

Основными виновниками сложившейся ситуации остаются стабильно высокие цены на топливо и спад экономики, вызванный кризисом американской системы банковского кредитования. Наряду с американским сектором кризис также сильно затронул азиатские рынки, поскольку затраты на топливо составляют там заметную долю эксплуатационных расходов. Кроме того, на них в значительной степени оказывает влияние неразбериха, царящая сейчас в экономике США. И хотя некоторые авиакомпании заявляют, что они до сих пор не заметили какого-либо снижения количества предварительно бронируемых билетов на регулярные рейсы, в том числе и в премиум-классе, Пирс полагает, что это неизбежно произойдет в 2008 г.
Однако нет худа без добра. "В данный момент мы полагаем, что этот спад окажется кратковременным и в 2009 г. прибыльность снова начнет расти, — говорит Пирс. — Впрочем, прогнозы пока еще остаются довольно неопределенными". Один из факторов, способных помочь отрасли, — приближающееся окончание длительного периода нехватки мощностей для производства авиационного топлива. Это означает, что в 2009-2010 гг. затраты авиакомпаний на оплату топлива начнут снижаться. За спадом в экономике может также произойти снижение цен на нефть, хотя после недавнего их подъема до уровня почти в 100 долл. за баррель прогнозируется снижение лишь до 78 долл. за баррель, а не до 66 долл., как ожидалось ранее.
Между тем проблемы, которые предстоит решать отрасли в ближайшем будущем, нельзя назвать тривиальными. По словам Пирса, с точки зрения макроэкономики возможен дальнейший рост инфляции, который не позволит центральным банкам снизить процентные ставки с целью противостоять развивающемуся экономическому спаду. Задолженность авиакомпаний, особенно американских, продолжает вызывать беспокойство, а экономический спад означает, что ее уровень вряд ли снизится в будущем году. Более того, как отмечает Пирс, "маржа, не превышающая 3,3%, — вовсе не то, что мы хотели бы видеть", имея в виду, что финансовое состояние отрасли остается не вполне здоровым со времен кризиса авиаперевозок 2001 г. "Балансовые отчеты все еще не вышли на комфортный уровень, — говорит он, — и это может отодвинуть сроки обновления флота, так необходимого многим авиакомпаниям, особенно американским".
Чтобы смягчить последствия грядущих финансовых трудностей, IATA намеревается поддержать несколько инициатив, способных помочь авиакомпаниям сэкономить деньги, хотя для реализации некоторых из них потребуются долгие годы. Ассоциация приступила к осуществлению очередных шагов в рамках проекта "Упрощение бизнеса". По словам Бизиньяни, эта инициатива способна обеспечить ежегодную экономию средств в размере 3 млрд долл., однако она нуждается в дальнейшем совершенствовании и обкатке.
"Пять новых проектов нацелены на оптимизацию следующих процессов: регистрация, проверка документации, связанной с обработкой багажа, действия, связанные с нарушением регулярности полетов (задержки или отмены рейсов), посадка в самолет и послеполетные действия, в том числе связанные с утерей багажа", — говорит Филипп Брюйер, руководитель программы. Размер потенциальной экономии оценить довольно трудно, но, по его предположениям, одна только оптимизация работы с багажом способна принести от 200 млн до 1,5 млрд долл. экономии. К концу 2008 г. в каждой из перечисленных выше областей стартуют по две пилотных программы.
По словам Бизиньяни, экономии можно также достичь за счет уменьшения расходов на авиационную безопасность. "Авиационная безопасность сейчас находится на гораздо более высоком уровне, чем в 2001 г., но это обходится нам в 5,9 млрд долл. ежегодно, что на 300 млн превышает наши прогнозы", — говорит он, отмечая, что эта сумма больше, чем прибыль всей авиационной отрасли в 2007 г.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.