Грозовые тучи
Роберт УОЛЛ и Адриан ШОФИЛД, Женева
В наступившем году предполагается замедление роста прибыльности авиакомпаний и снижения уровня их задолженности. Нарастает тревога, что перед ожидаемыми в 2009 г. положительными изменениями состояние дел в этом секторе экономики может ухудшиться.
В конце 2007 г. IATA уже во второй раз за истекшие шесть месяцев пересмотрела в сторону снижения свою оценку экономических показателей развития отрасли в 2008 г. На этот раз прогнозируемая прибыль составила 5 млрд долл. (ранее она оценивалась на уровне 7,8 млрд долл.). Прогноз оказался даже ниже ожидаемой прибыли за 2007 г. (5,6 млрд долл.).
"Когда маржа чистой прибыли держится на уровне 1,1%, дальнейшие изменения могут стать критическими. Проблемы, с которыми столкнется отрасль в 2008 г., будут существенно более сложными, — предупреждает гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. — Прирост пассажиропотока замедлится до 4% против 5,9% в 2007 г., однако провозные емкости должны увеличиться и поэтому реальные прибыли снизятся до 3,5%".
Однако нет худа без добра. "В данный момент мы полагаем, что этот спад окажется кратковременным и в 2009 г. прибыльность снова начнет расти, — говорит Пирс. — Впрочем, прогнозы пока еще остаются довольно неопределенными". Один из факторов, способных помочь отрасли, — приближающееся окончание длительного периода нехватки мощностей для производства авиационного топлива. Это означает, что в 2009-2010 гг. затраты авиакомпаний на оплату топлива начнут снижаться. За спадом в экономике может также произойти снижение цен на нефть, хотя после недавнего их подъема до уровня почти в 100 долл. за баррель прогнозируется снижение лишь до 78 долл. за баррель, а не до 66 долл., как ожидалось ранее.
Между тем проблемы, которые предстоит решать отрасли в ближайшем будущем, нельзя назвать тривиальными. По словам Пирса, с точки зрения макроэкономики возможен дальнейший рост инфляции, который не позволит центральным банкам снизить процентные ставки с целью противостоять развивающемуся экономическому спаду. Задолженность авиакомпаний, особенно американских, продолжает вызывать беспокойство, а экономический спад означает, что ее уровень вряд ли снизится в будущем году. Более того, как отмечает Пирс, "маржа, не превышающая 3,3%, — вовсе не то, что мы хотели бы видеть", имея в виду, что финансовое состояние отрасли остается не вполне здоровым со времен кризиса авиаперевозок 2001 г. "Балансовые отчеты все еще не вышли на комфортный уровень, — говорит он, — и это может отодвинуть сроки обновления флота, так необходимого многим авиакомпаниям, особенно американским".
Чтобы смягчить последствия грядущих финансовых трудностей, IATA намеревается поддержать несколько инициатив, способных помочь авиакомпаниям сэкономить деньги, хотя для реализации некоторых из них потребуются долгие годы. Ассоциация приступила к осуществлению очередных шагов в рамках проекта "Упрощение бизнеса". По словам Бизиньяни, эта инициатива способна обеспечить ежегодную экономию средств в размере 3 млрд долл., однако она нуждается в дальнейшем совершенствовании и обкатке.
"Пять новых проектов нацелены на оптимизацию следующих процессов: регистрация, проверка документации, связанной с обработкой багажа, действия, связанные с нарушением регулярности полетов (задержки или отмены рейсов), посадка в самолет и послеполетные действия, в том числе связанные с утерей багажа", — говорит Филипп Брюйер, руководитель программы. Размер потенциальной экономии оценить довольно трудно, но, по его предположениям, одна только оптимизация работы с багажом способна принести от 200 млн до 1,5 млрд долл. экономии. К концу 2008 г. в каждой из перечисленных выше областей стартуют по две пилотных программы.
По словам Бизиньяни, экономии можно также достичь за счет уменьшения расходов на авиационную безопасность. "Авиационная безопасность сейчас находится на гораздо более высоком уровне, чем в 2001 г., но это обходится нам в 5,9 млрд долл. ежегодно, что на 300 млн превышает наши прогнозы", — говорит он, отмечая, что эта сумма больше, чем прибыль всей авиационной отрасли в 2007 г.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot adapts Russian IT system for strength analysis in MRO
- Russian lessor GTLK estimated the loss from liquidation of its Irish business at 2.49 billion roubles
- The second Ilyushin IL-114-300 prototype turboprop has made its maiden flight
- Aeroflot Group offers nearly 270 destinations in summer schedule
- Ural Airlines reached record passenger traffic
- Russian airlines increased passenger traffic by 8.8% in January-February
- Aeroflot achieves peak financial performance since 2019
- Russia admits challenges with import phaseout in commercial airplane manufacturing
- Russian airlines’ passenger traffic grew 7.9 per cent in January