И наконец построили

Самолет Ан-140 полетел из Самары в "Якутию"

В начале августа состоялся первый полет регионального турбовинтового самолета Ан-140-100, изготовленного самарским ОАО "Авиакор — Авиационный завод". После завершения летных испытаний борт RA-41250 поступил для эксплуатации в авиакомпанию "Якутия".
Освоение производства Ан-140 на "Авиакоре" началось в 1997 г., но шло с многочисленными задержками — предприятие не раз пережило смену собственников и руководителей. Сейчас контрольный пакет акций "Авиакора" принадлежит компании "Базовый элемент".
Ан-140 разработан киевским АНТК им. О. К. Антонова на смену Ан-24 и предназначен для перевозки 52 чел. на дальность 2320 км. Первый полет состоялся в 1997 г., сертификат типа выдан АР МАК в 2000 г. С 2004 г. выпускается модификация Ан-140-100 с удлиненным на 1 м крылом, усовершенствованными мотогондолами, большими по объему топливными баками, что позволило увеличить дальность беспосадочного полета на 300 км, а потолок поднять до 7600 м. Производство Ан-140 освоено Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) и иранской компанией HESA. На сегодня выпущено 14 серийных самолетов: к десяти харьковским и трем иранским добавился один самарский.
"Начиная с первой машины, изготовление идет полностью по серийной технологии, — подчеркивает председатель совета директоров "Авиакора" Сергей Лихарев. — Нам помогают украинские специалисты, но в целом мы все делаем самостоятельно". По словам представителя ХГАПП, харьковчане помогли восстановить и доукомплектовать производственную линию по сборке Ан-140 в Самаре, поставили 70% агрегатов для первого самолета и передали "Авиакору" оборудование летно-испытательной станции, без которого не состоялся бы первый полет.
Ан-140 — первый и пока единственный реализованный проект кооперации между самолетостроителями Украины и России. "Авиакор" изготавливает фюзеляж и хвостовое оперение, а готовое крыло и ряд агрегатов поставляются из Харькова. "У нас есть полный комплект производственной документации на самолет, — говорит Сергей Лихарев, — поэтому, если понадобится, можем выпускать и крыло. Но пока сотрудничество с ХГАПП развивается очень хорошо, и нам выгоднее существующий вариант". Лицензионное соглашение на полный комплект производственной и эксплуатационной документации на Ан-140 было подписано в декабре прошлого года.
К настоящему времени на заводе на разных стадиях изготовления находится пять самолетов. Практически завершена сборка каркаса фюзеляжа и центроплана второго Ан-140. Сейчас "Авиакор" может выпускать по шесть таких самолетов в год, к 2007-2008 гг. планируется выйти на ежегодное производство 10 самолетов. Представители завода оценивают емкость российского рынка для Ан-140 в 100-150 машин, так что работы "Авиакору" должно хватить минимум на десятилетие.
Лизинговую поддержку продаж осуществляет компания "Ильюшин Финанс Ко." (ФЛК), заключившая с "Авиакором" рамочное соглашение по продвижению самарских Ан-140 на рынок (по каждой сделке подписываются отдельные контракты). Стартовыми заказчиками для "Авиакора" выступили авиакомпании "Якутия" (три машины) и "Дальавиа" (шесть). Подробности контрактов не раскрываются, однако известно, что каталожная цена самолета — 9,8 млн долл. По грубой оценке, можно ожидать, что ежемесячный лизинговый платеж составляет порядка 1% от цены самолета (для России с ее дорогими финансовыми ресурсами эта величина может достигать и 1,5%). Разумеется, стартовые заказчики получают хорошие скидки, но самолет, в общем, вышел не слишком дешевым.
Тем не менее, как сообщил корреспонденту АТО Сергей Лихарев, сейчас идут переговоры c 9 коммерческими авиакомпаниями на поставку 23 самолетов. Кроме того, возобновляются переговоры с Управлением авиации ФСБ на поставку 13
Ан-140. Они активно шли прошлой осенью, но потом в переговорах возникла пауза — в качестве причин источники на заводе называют наступивший в конце прошлого года период политической неопределенности в отношениях с Украиной, а также отсутствие у "Авиакора" лицензионного соглашения с разработчиком самолета. Сейчас все эти вопросы сняты.
К тому же в сентябре "Авиакор" должен завершить работы над самолетом Ту-154М в специальной компоновке, который достраивается по заказу ФСБ. Всего на предприятии в заделе имеется 10 планеров Ту-154, на четырех из них ведется реальная работа по достройке. Кроме упомянутого самолета для ФСБ, две машины предназначены для "Авиалиний Кубани" (одна в начале следующего года, другая — через 9 месяцев после заключения контракта, подписание которого сейчас находится в завершающей стадии). Еще один Ту-154М предназначен для "Якутии", но его поставка затягивается из-за ряда формальных проблем.
По словам представителя "Авиакора", завод рассчитывает доделать и продать все 10 машин. "Спрос на них небольшой, но и цена достаточно адекватная", — говорит он. После этого единственным производственным проектом "Авиакора" останется Ан-140.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.