И славно отдохнем?

Американские авиакомпании оспаривают новые требования к межполетному отдыху экипажей

Адриан ШОФИЛД, Вашингтон
По мере того как дальность полета современных самолетов увеличивается, авиакомпании осваивают все новые сверхдальние маршруты. В результате с новой силой разгораются споры вокруг норм отдыха экипажей. Перевозчики пытаются воспрепятствовать введению новых правил Федеральной авиационной администрации (FAA), регламентирующих межполетный отдых пилотов при рейсах продолжительностью свыше 16 ч.
Новые правила вдвое увеличивают время обязательного отдыха экипажа перед обратным рейсом на сверхдальних маршрутах (полеты, длящиеся свыше 16 ч). Ряд перевозчиков утверждают, что FAA пытается незаконно наложить ограничения на рабочее время пилотов. По мнению авиакомпаний, это приведет к увеличению издержек при недоказанной выгоде с точки зрения безопасности полетов. Профсоюзы пилотов, со своей стороны, заявляют о том, что перевозчики препятствуют внедрению мер, которые крайне необходимы для повышения безопасности работы.
Семь авиакомпаний — пассажирские American Airlines, Continental Airlines, United Airlines, US Airways и JetBlue, а также грузовые Evergreen и Atlas — подали судебный иск в Апелляционный суд США против новых требований FAA. Подачу иска инициировали American и Continental — именно их сверхдальние маршруты FAA выбрала для первоочередного применения новых норм. По мере того как авиакомпании будут все чаще использовать дальнемагистральные ВС, такие как Boeing 787 и версии 777-200ER и -300ER с увеличенной дальностью полета, под действие новых правил будут подпадать все новые маршруты различных перевозчиков.
Особое внимание FAA привлекли рейсы Continental из Нью-Йорка в Гонконг и Бомбей, а также рейс American между Чикаго и Дели. На всех трех используются лайнеры Boeing 777-200ER. FAA уверена, что продолжительность полетного времени на этих рейсах достаточно часто превышает 16 ч, чтобы считать их сверхдальними.
Примечательно, что Delta Air Lines к иску не присоединилась. В 2006 г. эта авиакомпания с одобрения FAA уже внесла в свое руководство по производству полетов изменения, касающиеся сверхдальних рейсов — таких, например, как рейс из Атланты в Бомбей. FAA учла многие из этих нововведений при разработке новых правил, которые, как предполагается, станут обязательными для других перевозчиков.
В прошлом году FAA провела ряд рабочих встреч с авиакомпаниями, профсоюзами летного состава и специалистами по проблемам переутомления экипажей. По словам администрации, все высказанные на этих встречах мнения были приняты во внимание. В октябре FAA уведомила American и Continental о том, что в их руководства по производству полетов должны быть включены новые нормы отдыха экипажей.
Основное изменение в новых правилах касается продолжительности отдыха как летного, так и кабинного экипажа перед обратным рейсом на сверхдальних маршрутах. Опираясь на результаты медицинских исследований, FAA считает, что перед возвращением к работе пилотам необходим или 48-часовой период отдыха, или два полных цикла сна — бодрствования согласно распорядку дня, соответствующему привычному для экипажа часовому поясу. Сейчас стандартный период отдыха между сверхдальними рейсами составляет около 24 ч. Предполагается, помимо этого, увеличение минимального периода отдыха перед выходом в рейс из аэропорта базирования, а также ужесточение требований к оборудованию мест отдыха экипажа на борту. Правила применяются к отрезкам полета со средним путевым временем, по крайней мере в 10% случаев превышающим 16 ч.
В своем иске авиакомпании утверждают, что новые требования "значительно строже нынешних [с точки зрения перевозчика]: и приведут к ощутимым затратам".
По мнению перевозчиков, предполагаемые изменения настолько значительны, с нормативной точки зрения, что FAA должна была полностью следовать процедуре нормотворчества — в частности, выставить проект новых правил на обсуждение заинтересованных сторон. Не сделав этого, она нарушила Закон об административной процедуре, отмечают истцы.
В иске утверждается, что, позволив себе пренебречь нормотворческой процедурой, FAA отсекла от обсуждения новых требований заинтересованные стороны, имеющие опыт в решении вопросов безопасности полетов. Эта процедура — единственная гарантия того, что вносимые изменения не нанесут непреднамеренного ущерба безопасности полетов. Пересмотр существующих правил отдыха экипажа не только неправомерен, с юридической точки зрения, но и был произведен без соответствующей оценки возможных последствий для безопасности полетов, утверждается в исковом заявлении. Руководство American считает, что если бы FAA сделала все по правилам, она получила бы больше отзывов от медицинского сообщества, от авиапроизводителей, профсоюзов и авиакомпаний: "Мы уверены, что только надлежащая процедура может способствовать выработке наиболее эффективных правил, поскольку при этом сама FAA получает дополнительную важную информацию".
Профсоюзы летного состава в целом поддерживают меры FAA, касающиеся сверхдальних полетов. Организация Allied Pilots Assn. (APA) выражает недовольство позицией авиакомпаний. По словам представителя APA, основная цель поданного иска — отсрочить введение правил в действие, поскольку перевозчики боятся, что это повлечет дополнительные расходы.
APA отмечает, что действующие нормы отдыха экипажей были разработаны еще до появления современных дальнемагистральных самолетов. По словам президента ассоциации Ллойда Хилла, новые правила FAA — шаг в верном направлении. Но APA хотелось бы, чтобы администрация заняла более агрессивную позицию в вопросах предотвращения переутомления пилотов.
"При разработке новых требований FAA использовала данные новейших научных исследований в области переутомления", — говорит Дон Уайкофф, председатель комитета Air Line Pilots Assn. (ALPA) по вопросам полетного и служебного времени. Он добавляет, что FAA использовала приемлемую нормотворческую процедуру, и что у авиакомпаний было предостаточно возможностей высказать свое мнение по поводу новых требований.
Уайкофф уверен, что научный подход к переутомлению, примененный при разработке правил отдыха при выполнении сверхдальних полетов, необходимо использовать и в более общих случаях. К примеру, существует мнение, что многие американские экипажи, работающие на внутренних направлениях с небольшой продолжительностью полета, отдыхают недостаточно. FAA начала было разрабатывать соответствующие нормы, но процесс застопорился.
"Пилоты Continental горячо поддерживают стратегию смягчения риска переутомления, проводимую FAA, — отмечают в подразделении ALPA, представляющем интересы летного состава этой авиакомпании. — Правда, на маршрутах в Бомбей и Гонконг стоит оставить существующие требования к отдыху экипажей, чтобы как следует изучить вопрос и собрать необходимые данные".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.