Информационные технологии и инновации "Аэрофлота"

BACF является совместной разработкой европейского авиастроительного концерна Airbus и Navblue
:: Navblue

Цифровизация остается одним из ключевых направлений развития "Аэрофлота". Компания является лидером цифровой трансформации авиационной отрасли страны, инвестирует в создание цифровых решений на основе технологий Big Data, искусственного интеллекта и в машинное обучение, чтобы укрепить позиции в мировом транспортном и логистическом пространстве.

Непростая эпидемиологическая обстановка, возникшая в 2020 году с приходом пандемии, скорректировала планы и сроки развития информационных технологий. Тем не менее, несмотря на вызовы COVID-19, цифровая трансформация "Аэрофлота" идет в соответствии с IT-стратегией, утвержденной раннее советом директоров компании.

 "Аэрофлот" продолжил интегрировать информационные технологии во все ключевые процессы производственной деятельности. Компания внедрила ряд решений для повышения качества управления задержками рейсов, контроля пунктуальности вылета и контроля обслуживания воздушных судов.

Для повышения коммуникаций с авиационными властями по маршруту полетов "Аэрофлот" разработал интеграцию в части передачи штурманских расчетов из информационной системы SABRE FPM в систему WinAFTN — сервер сообщений для обеспечения рейса по маршруту.

Важным элементом цифровой трансформации рабочего процесса "Аэрофлота" является управление операциями. Компания внедрила оптимизатор для построения перспективных план-графиков пилотов и бортпроводников, что стало серьезным шагом в повышении уровня операционной эффективности.

Компания продолжила запускать новые цифровые проекты и сервисы для бизнеса, работников и пассажиров. Вот только некоторые из них.

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ ИНФОСЕРВИСОВ ДЛЯ ПИЛОТОВ

Инновационный цифровой портал для летных экипажей авиакомпании "Аэрофлот", разработанный и успешно запущенный в 2020 году, — это единое окно для взаимодействия пилота с различными службами и информационными сервисами компании.

Новый портал, разработанный по заказу авиакомпании корпорацией IBM, повысил эффективность информационных сервисов для летного состава и уже стал основным повседневным приложением для использования пилотами с любого мобильного или настольного устройства. Для российского национального перевозчика проект является важной частью процесса цифровой трансформации полетного документооборота.

Данный ресурс позволяет собирать и получать доступ перед началом полета к необходимой информации, такой как полетная документация, различные данные, статистика и отчетность. Кроме того, он дает возможность взаимодействия пилотов с другими службами компании в режиме диалога посредством запросов и подтверждений. При использовании вместе с бортовыми приложениями портал помогает после полета автоматизировать процесс загрузки необходимых данных и сформировать отчетность.

С точки зрения пользовательского интерфейса приоритетом в разработке портала было достижение хорошей эргономичности приложения и удобства в его использовании, а также обеспечение необходимых функций, включая систему оповещения.

Для обеспечения необходимых функций в гибридной локальной и облачной IТ-среде "Аэрофлота" было использовано программное обеспечение с открытым исходным кодом. Микросервисная архитектура облегчит модернизацию продукта за счет добавления в него новых функциональных возможностей и улучшения пользовательского интерфейса.

ТЕХНОЛОГИЯ BACF ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

В рамках программы повышения безопасности полетов "Аэрофлот" первым среди российских авиаперевозчиков приступил к использованию технологии BACF (Braking Action Computation Function), которая позволяет получать информацию о состоянии взлетно-посадочной полосы (ВПП), а затем оперативно передавать данные наземным службам как самой авиакомпании, так и аэропорта. Технология направлена на предотвращение самых распространенных авиационных инцидентов — выкатывания самолета за пределы ВПП.

"Наша авиакомпания уделяет приоритетное внимание вопросам обеспечения безопасности, — подчеркивает генеральный директор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов. — "Аэрофлот" соответствует высшим международным стандартам и выступает проводником глобальных отраслевых инициатив в России. Внедрение технологии BACF позволит нам эффективнее взаимодействовать со всеми партнерами, участвующими в организации авиаперевозок".

Использование BACF призвано повысить безопасность полетов и обеспечить соответствие новейшим требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).

BACF является совместной разработкой европейского авиастроительного концерна Airbus и Navblue — компании, занимающейся вопросами обеспечения полетов и управления транспортными потоками. "Аэрофлот" заключил соглашение об установке BACF на своих узкофюзеляжных самолетах семейства Airbus А320. Со временем эта технология будет также доступна для широкофюзеляжных лайнеров А350.

Метеоусловия в России относятся к числу наиболее сложных, зимний сезон продолжается на протяжении полугода; ВПП часто покрыты снегом и слякотью, возможно образование гололеда. Специализированное программное обеспечение устанавливается на борту самолета. Система BACF считывает данные об условиях торможения и сравнивает фактические показатели с различными примерами состояний ВПП из базы данных, после чего делает вывод о характеристике уровня торможения.

Данные системы BACF отображаются на дисплеях в кабине пилотов. Экипаж может по радиосвязи передавать сведения диспетчерам управления воздушным движением и использовать их для составления отчетов.

Помимо этого информация из системы в режиме реального времени поступает в специальный сервис для формирования отчетов о состоянии ВПП. Система работает по тому же принципу, что и приложения для отслеживания пробок и инцидентов на автомобильных дорогах. С помощью этого сервиса можно в режиме реального времени получать информацию о состоянии покрытия во всем аэропорту, на отдельных взлетно-посадочных полосах или их участках. Руководствуясь объективными данными, аэропорт может сообщать точные сведения о коэффициенте сцепления экипажам прибывающих рейсов и организовывать работы по очистке полосы.

РАСЧЕТЫ ПО БЛОКЧЕЙН

"Аэрофлот", "Газпром нефть" и ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о сотрудничестве в сфере развития цифровых инструментов моментальных финансовых расчетов между партнерами. Группа "Аэрофлот" последовательно внедряет самые современные методы управления операционной деятельностью, бизнес-процессами, взаиморасчетами.

Для повышения эффективности и безопасности финансовых операций деятельности компаний внедряются инновационные решения на основе технологии блокчейн. В рамках вышеуказанной деятельности "Аэрофлот" выступил основным индустриальным партнером Университета Иннополис в проекте лидирующего исследовательского центра в области систем распределенного реестра. Деятельность центра происходит в рамках реализации федеральной программы и в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий". В рамках программы реализуется разработка и внедрение отраслевого решения по заправке воздушных судов, интегрированной с системой распределенного реестра с полной формальной верификацией, так как существовавшие системы распределенного реестра не в полной мере соответствовали требованиям к надежности, предъявляемым компанией "Аэрофлот", и действующего законодательства.

Основными участниками проекта являются ведущие российские компании "Аэрофлот", "Газпромнефть-Аэро", ВТБ, АО "Райффайзен Банк", Университет Иннополис.

Формальная верификация платформы InnoChain, разрабатываемой Университетом Иннополис, стала решением для компании, так как она существенно повышает уровень надежности и качество эксплуатируемой информационной системы.

На текущий момент заправка воздушных судов представляет довольно сложный процесс, который включает в себя несколько участников процесса:

  • Авиакомпания
  • Заправщик
  • Банк

На текущий момент большая часть операций, которая происходит на стыке между участниками процесса заправки воздушных судов, осуществляется вручную, что вызывает значительные проблемы:

  • ручной документооборот вызывает большие сложности с консолидацией и оперативностью данных,
  • разнородность информационных систем,
  • отсутствие автоматических интеграций,
  • огромные объемы заправок и сумм за разовые расчеты,
  • отсутствие оперативности совершения срочных платежей и проведения платежных поручений от банков.

Все это сильно влияет на скорость обслуживания воздушных судов, особенно в режиме разворотных рейсов, когда важна каждая минута.

Следовательно, основная цель отраслевого проекта — автоматизировать весь процесс заправки воздушных судов и сделать его максимально доверительным и прозрачным для всех участников за счет применения технологии блокчейн.

В рамках проекта предполагается, что все участники процесса заправки воздушных судов будут использовать единую систему распределенного реестра, что повысит скорость и качество обеспечения процесса заправки воздушного судна.

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ "ПОБЕДЫ"

В самом конце прошлого года в головном офисе лоукостера "Победа" в Москве открылся новейший Центр операционного контроля (OCC, Operation Control Center). Центр построен с учетом лучшего мирового опыта. Он сосредоточен на планировании и управлении всем производственным процессом низкобюджетной авиакомпании и помогает моментально корректировать расписание полетов для достижения максимальной пунктуальности рейсов и безопасности.

OCC — это, по сути, мозг авиакомпании. В проекте "зашита" уникальная программа с использованием технологий искусственного интеллекта, которые позволяют моментально реагировать на любые внешние факторы, способные повлиять на полеты. "Победа" стабильно находится в числе лидеров по пунктуальности, и новый OCC помогает ей остаться в ТОП лучших компаний даже с учетом впечатляющего роста — и по критериям вылета по расписанию, и по уровню безопасности.

До открытия нового OCC в компании была организована структура Центр управления производством, которая ориентирована преимущественно на управление человеком-оператором. Новый ОСС помог интегрировать профессионализм специалистов и новейшие разработки IT-решений. Таким образом, минимизированы риски человеческого фактора в управлении, но при этом оператор продолжает играть важную роль в контроле работы сложных автоматизированных систем.

В ходе планирования нового центра также учитывались физические свойства OCC: специальная меблировка и инновационные рабочие консоли операторов, интерфейс операторов, который состоит из дисплеев, элементов управления, приложений обмена информацией и мультимедийных приложений.

ЦИФРОВОЙ "ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ" ПАССАЖИРА

В целях способствования безопасному и более быстрому возобновлению международных авиаперелетов во время пандемии "Аэрофлот" и "Россия" стали первыми и пока единственными авиакомпаниями в РФ, начавшими тестирование цифрового "Паспорта здоровья" — мобильного приложения IATA Travel Pass (ITP).

IATA Travel Pass — это цифровое приложение, разработанное Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) для проверки и аутентификации данных пассажира, национальных правил, касающихся требований к путешествиям в условиях пандемии. Предлагаемое решение объединяет данные о тестировании путешественника на COVID-19 и вакцинации с информацией о требованиях различных государств по правилам въезда на свои территории. Также в приложении содержится информация о сертифицированных в той или иной стране лабораториях, в которых пассажиры могут сдать ПЦР-тест. Мобильное приложение существенно упростит организацию международных перелетов, сделает их более удобными для пассажиров, особенно в период пандемии, и будет способствовать восстановлению авиатранспортной и туристической отраслей.

В Travel Pass встроены четыре модуля, которые можно комбинировать: глобальный регистр актуальных требований и карантинных мер, регистр центров тестирования и вакцинации, приложение для лабораторий и бесконтактный цифровой паспорт пассажира. Таким образом, пассажир будет уверен, что у него имеются все необходимые справки для путешествия, авиакомпании и пограничные службы получат достоверные данные о пассажире, в то время как клиники и лаборатории смогут выписывать электронные справки в едином формате для всех государств.

Программа более защищена от подделок и более эффективна, чем существующая практика бумажных документов. Это исключительно важно, учитывая, в каких огромных масштабах придется осуществлять верификацию тестов и вакцинаций от COVID-19 по мере прохождения пика пандемии и восстановления пассажиропотока.

Даже в нынешних условиях существенно сниженного международного пассажиропотока проверка бумажных документов о статусе здоровья пассажира приводит к длительным задержкам на этапе паспортного контроля в ряде аэропортов. Кроме того, резко участились случаи подделки бумажных сертификатов о вакцинации.

"Аэрофлот" проводит тестирование приложения IATA Travel Pass с 19 июля по 19 августа на рейсах между Москвой и Лондоном. Благодаря приложению IATA, которое пассажиры устанавливают на смартфоны, предполетные формальности будут занимать меньше времени. За использование ITP в период теста авиакомпания начислит пассажиру бонус в 5 тыс. миль.

На стоимости билетов наличие такого приложения не отразится, но откроет пассажирам возможность перемещаться по всему миру. Ожидается, что такой проездной станет единым стандартом для ковидных паспортов и может быть широко внедрен к концу года.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.