Как можно дешевле

В России формируется рынок низкотарифных авиаперевозок

Bсего лишь несколько лет назад большинство специалистов считали экономическую модель низкотарифных перевозок нереализуемой в России в обозримом будущем. Однако на сегодня в России существуют уже две авиакомпании, которые позиционируют себя как низкотарифные перевозчики. Первой на рынок вышла авиакомпания Sky Express, начавшая регулярные полеты в конце января 2007 г. По итогам прошлого года компания перевезла чуть более 1 млн пасс., вошла в первую двадцатку российских авиаперевозчиков и заняла седьмое место по количеству перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях, обеспечив себе более 3% внутреннего рынка. Выручка авиакомпании по итогам 2009 г. возросла на 27% по сравнению с 2008 г. и составила более 3,5 млрд руб. Перевозчик рассчитывает, что в 2010 г. ему удастся перевезти 1,45 млн пасс. По состоянию на март Sky Express выполняет регулярные рейсы из Москвы в десять городов, ее парк составляют девять самолетов Boeing 737-300 и 737-500.
Особо следует отметить полеты из Москвы в Санкт-Петербург, куда компания выполняет три рейса в день. Линия, связывающая примерно 80-минутным перелетом два крупнейших российских города с наиболее развитой экономической, политической и культурной жизнью, вполне соответствует по своим характеристикам тем условиям, в которых работают европейские низкотарифные авиакомпании.
Вторая российская низкотарифная авиакомпания — "Авианова" — вышла на рынок в середине прошлого года. Она начала с полетов по маршруту Москва—Сочи, но сейчас уже осуществляет полеты из столицы в еще восемь российских городов. С начала работы авиакомпания перевезла примерно 120 тыс. пасс., а в 2010 г. планирует увеличить объем перевозок до 1,3–1,5 млн пасс.
В конце марта авиакомпания перебазировалась из Внуково в терминал B аэропорта Шереметьево (бывший Шереметьево-1), одновременно расширив свою сеть полетов из Москвы до 11 городов. "Именно терминал 1 отвечает требованиям классической низкобюджетной компании, — заявил гендиректор авиакомпании Владимир Горбунов. — Мы там одни во всем терминале, для нас целый перрон. Будем запускать систему без доставки пассажиров на борт самолета автобусом — мы пользуемся теми стоянками, где можно будет пешком ходить".
Сейчас "Авианова" выполняет полеты на трех самолетах А320 вместимостью 180 пасс. Весной к ним присоединится еще один А320; до конца года авиакомпания планирует довести парк минимум до 7 самолетов, а количество направлений полетов — до 20.
Основные объективные факторы, затрудняющие работу низкотарифных компаний в России, остаются почти без изменений. Главные из них — низкая плотность экономически обеспеченного мобильного населения, большие расстояния между городами и почти полное отсутствие конкуренции между провайдерами услуг для авиакомпаний. К этому надо добавить особенности таможенного оформления, резко увеличивающие расходы на ТОиР и нередко ведущие к неоправданному простою ВС.
Так что у низкотарифных авиакомпаний в России не так много резервов для снижения себестоимости, поэтому по совокупности факторов скопировать напрямую европейскую бизнес-модель низкотарифных перевозок не получится, но в этом и нет необходимости. В мире сейчас все чаще говорят о конвергенции классической и низкотарифной моделей: классические перевозчики стараются всеми силами минимизировать свои издержки, а низкотарифные компании для привлечения пассажиров вводят дополнительные сервисы, что, очевидно, повышает себестоимость полетов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.