Как найти формулу успеха
Дорогое топливо — не единственный фактор, учитываемый авиакомпаниями при оптимизации парка воздушных судов
1 декабря 2005 AVIATION WEEK
Источник:
Майкл МЭКХАМ, Сан-Франциско
Поскольку многие сетевые авиаперевозчики находятся в околобанкротном состоянии, появляется много сообщений, свидетельствующих о сокращении парка компаний. Так, Northwest поставила на прикол самолеты DC-9; Delta начала выводить из эксплуатации широкофюзеляжные лайнеры и самолеты Boeing 737-200. Фирма Merrill Lynch корректирует свои прогнозы для большинства авиакомпаний из-за рекордно высоких цен на энергоносители.
Состояние мирового парка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Периоды соответствуют поколениям самолетов. Источник: Airclaims; данные на 11 августа. |
Число лайнеров, выводимых из эксплуатации и отправляемых на консервацию и хранение, значительно сократилось после пика, последовавшего за террористическими актами 11 сентября (см. таблицу). На огромной стоянке фирмы Flight Test Associates, расположенной в Калифорнии на территории аэропорта Мохаве, останутся далеко не все MD-82, Boeing 727-200 и Fokker 100. "Тенденция сейчас такова, что зарубежные страны ищут возможности расширения своих парков, а недавно созданные авиакомпании покупают как сумасшедшие", — отмечает Лин Робертс, менеджер Flight Test по маркетингу. В частности, Open Air/Synergy Group приобрела для Южной Америки самолеты F-100, поставленные на прикол авиакомпаниями American Airlines и US Air.
Президент лизинговой корпорации ILFC Джон Плюгер указывает на еще один признак: "В течение последних 18 месяцев увеличивается стоимость лизинга практически всех самолетов". Это и такие рабочие лошадки в классе новых узкофюзеляжных самолетов, как 737-700/800 фирмы Boeing, A319 и A320 фирмы Airbus и широкофюзеляжные лайнеры, особенно двухдвигательные среднемагистральные A330 и Boeing 777-200ER/300ER.
Существует некоторая неудовлетворенность ситуацией с грузовыми машинами. Проблема в том, что не хватает мощностей для переоборудования пассажирских самолетов в грузовые. "А спрос на них огромен, особенно в Китае", — констатирует г-н Плюгер.
Тем не менее глава ILFC обеспокоен тем, что в США затягивание процесса освобождения от излишних провозных мощностей и рост процентных ставок могут привести к такому увеличению расходов, которое подведет воздушный транспорт страны к опасной черте. "В какой момент времени высокие цены на энергоносители и высокие процентные ставки действительно окажут влияние на воздушные перевозки?" — задает он вопрос.
По его оценкам, — когда цены на топливо превысят 70 долл. за баррель, а процентные ставки 7,5-8%. В связи с этим Джон Плюгер отмечает, что разные рынки будут по-разному реагировать на повышение цен на топливо. "Европа и Азия еще могут проскочить мимо этого, — считает он, — а вот в США настолько много излишних провозных мощностей, что авиакомпании не смогут ни под каким предлогом поднять цены на билеты".
Конечно, оптимизация авиакомпаниями парков ВС зависит от того, сколько топлива сжигают самолеты. Однако, подчеркивает аналитик Джон Уолш из фирмы Walsh Aviation, для принятия решения приходится учитывать много параметров. Двигатели с большим уровнем шума являются постоянно действующим фактором, препятствующим использованию старых самолетов. Техническое обслуживание, особенно стоимость трудоемких ремонтных работ при выполнении формы D, — другой фактор, обслуживаемые маршруты — третий.
И Airbus и Boeing отмечают высокий уровень спроса на свои современные узкофюзеляжные самолеты. И все же они концентрируют усилия на разработке более вместительных дальнемагистральных лайнеров. "Поскольку широкофюзеляжные самолеты большую часть времени проводят в крейсерском полете на большой высоте, их двигатели работают с максимальной эффективностью", — объясняет г-н Уолш. А узкофюзеляжные машины эксплуатируются, как правило, на коротких маршрутах, где труднее обеспечить минимальные расходы топлива.
Вице-президент фирмы Boeing Кент Фишер, занимающийся анализом перспективных рынков сбыта, согласен с тем, что на планирование развития парка авиакомпании влияет множество факторов. Но расход топлива является одним из самых важных, даже для узкофюзеляжных лайнеров. Он приводит такие сравнительные данные: при выполнении в среднем 1375 ежегодных рейсов на дальность 1852 км (1000 морских миль) самолеты Boeing 737-300/400/500 так называемых классических серий сжигают в год на 945000 л (250000 галлонов) топлива больше, чем самолеты следующего поколения — Boeing 737NG.
Оптимизация структуры расходов на техобслуживание — также довольно сложная задача. Авиакомпания может планировать продление ресурса стареющих самолетов до тех пор, пока покрываются расходы на внеплановые работы, возникающие при выполнении техобслуживания по форме D, считает г-н Фишер. Вместе с тем самолеты нынешнего поколения не отличаются большим числом особенностей, характерных для конкретной авиакомпании, поскольку унифицированные модели проще продать другому эксплуатанту.
Все эти факторы тщательно взвешиваются при подсчете фирмой Boeing разницы в расходах на эксплуатацию самолета в течение 20 лет. По словам Кента Фишера, эксплуатация самолета Boeing 737-300 будет ежегодно обходиться в среднем на 1,1 млн долл. дороже эксплуатации 737-700 в течение того же периода.
Еще одной причиной того, что старые самолеты остаются так долго в строю, является сложная структура финансирования их приобретения и эксплуатации. "Вот почему очень трудно нажать на пусковую кнопку механизмов, которые трансформируют старые самолеты в металлолом", — добавляет вице-президент Boeing.
А Лин Робертс, работающая в Мохаве, не допускает даже мысли о превращении в металлолом лайнеров: "Это должно происходить лишь в последнюю очередь". Старые самолеты могут пригодиться Голливуду (они великолепно смотрятся, когда взрываются на экране) или военным для отработки бомбометания. Можно разместить их в тематических парках отдыха и переделать в рестораны. "А 727-й — это просто великолепный дом", — отмечает г-жа Робертс. (Впрочем, использование самолета в качестве жилища или ресторана практически невозможно по соображениям противопожарной безопасности. — Прим. АТО.)
Ссылки по теме
1 декабря 2005 AVIATION WEEK
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Понравился материал?
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent