Как пассажиру выбрать "правильную" авиакомпанию

В череде регулярных банкротств авиакомпаний, аварий воздушных судов, длительных и не очень задержек рейсов, — крайними всегда оказываются пассажиры. Это они (т. е. мы) часами и сутками сидят в аэропортах в ожидании вылета, который иногда воспринимается как чудо после очередного банкротства. А иногда последствия неверного выбора перевозчика для пассажиров куда как печальнее…

При этом наши профильные интернет-форумы пестрят язвительными замечаниями экспертов, упрекающими пассажиров в том, что они выбрали ту или иную авиакомпанию для полета по данному маршруту, "хотя всем известно, что…" (и далее по теме). И ведь действительно, обладая инсайдерской информацией о состоянии дел с безопасностью, производством или экономикой в какой-либо авиакомпании, можно значительно более осознанно сделать свой выбор, и, возможно, избежать ненужных проблем. Ну, или презрительно осудить на форуме (в разговоре) тех, кто такой информацией не обладает и сделал неверный выбор…

А ведь что реально волнует каждого пассажира? Естественно, в первую очередь цена билета и время вылета. Подобрав подходящие предложения по этим основным параметрам, далее будущий пассажир попытается оценить каждый вариант перелета по следующим рискам:

  • а вылетит ли вовремя рейс? (пунктуальность);
  • а вылетит ли он вообще, особенно обратно? (банкротство);
  • а долетит ли? (безопасность).

Изучая, как у нас принято, зарубежный опыт, можно найти огромное количество популярных иностранных интернет-ресурсов, предоставляющих пассажирам максимум информации о любой авиакомпании, о безопасности ее полетов, о финансовом рейтинге, о пунктуальности рейсов на каждом конкретном направлении в том или ином разрезе, и массу иной информации. Причем многие данные доступны сразу в системе бронирования. Вся публичная информация предоставляется как по официальным каналам, к примеру, от национальных авиационных властей, так и из частных источников — из систем бронирования и продаж, или от отраслевых ассоциаций. Т. е. "у них" выбор перевозчика пассажиром строится на основе:

  • доступности для пассажира максимального объема объективных данных о перевозчике,
  • возможности объективного и субъективного сопоставления пассажиром конкурирующих продуктов различных перевозчиков.

На практике такая информационная открытость позволила мне избежать покупки билетов на рейс SkyEurope летом 2009 г., отмененного через несколько дней из-за банкротства перевозчика. Предбанкротное состояние перевозчика было хорошо отражено в общедоступных аналитических материалах.

Россия традиционно пошла своим путем. Вся информация, которая собирается органами власти, служит исключительно для применения санкций этими органами (причем, как правило, постфактум), а пассажирам, как считается, ее знать незачем. Т. е. фактически пассажиры лишены права на осознанный выбор перевозчика, лишены права избежать ненужных им проблем, зато могут надеяться на то, что потом "виновных накажут".

Отдельные попытки властей довести информацию до пассажиров зачастую выглядят не более чем шутка. Ярким примером такой попытки является рейтинг пунктуальности авиакомпаний, публикуемый Росавиацией. Разобраться в этом нагромождении цифр довольно сложно, нужен калькулятор или табличный редактор. Сами данные отражают только "среднюю температуру по больнице", без возможности построения запросов по фильтрам отдельных направлений, длин и причин задержки, количества отмены рейсов, и пр. А отсутствие в рейтинге задержек до 2-х часов (что зачастую критично для стыковок или деловых поездок) объясняется ранее упомянутым репрессивным характером системы мониторинга. Поскольку за задержки до 2-х часов никаких действий перевозчика по Воздушному кодексу и ФАПам не предусмотрено, — то и пассажирам о них знать незачем. Собственно, это единственное, чем хоть как-то может быть полезен пассажиру сайт Росавиации.

Аналогичная ситуация и по финансовому мониторингу авиакомпаний, иногда публикуемому ГосНИИ ГА и АЭВТ на сайте ATO.ru. Такие же агрегированные цифры, отражающие только общие тенденции рынка или рейтинг производственных показателей его участников, но нисколько не помогающие пассажиру выбрать наиболее финансово устойчивую авиакомпанию.

Еще более сложная ситуация с безопасностью полетов конкретных авиакомпаний. Большинство материалов на эту тему имеют гриф ДСП и официально пассажирам недоступны. В лучшем случае опять же доступна "средняя температура" по рынку, иногда проскакиваемая в публикациях. Хотя любому пассажиру было бы полезно узнать, какие нарушения в сфере безопасности, в каких количествах и по какой причине допускает та авиакомпания, которой он собрался доверить свою жизнь.

Да, бытует в отрасли мнение, что государство, взяв на себя функции контроля и создав упомянутые выше инструменты мониторинга и контроля ответственности перевозчиков, гарантирует пассажирам безопасность и комфорт перелета, а также сам факт доставки до пункта назначения.

Тем не менее, российская действительность заставляет усомниться в эффективности государственного контроля, а главное, судебной системы, применительно к такой сложной сфере, как авиаперевозки. Смешные суммы компенсаций, присуждаемые пассажирам за нарушения их прав, заставят пойти в суд разве что только сверхпринципиального человека. За катастрофы отвечают, как правило, пилоты, а за банкротства — кого назначат или смогут поймать.

Кроме того, такой плотный механизм государственной опеки, изолирующий пассажиров от реальной действительности, порождает среди них иждивенческие настроения и соответствующее поведение. В результате, получается бездумная погоня пассажира за самой низкой ценой на рынке, без учета того, какими средствами этот демпинг был достигнут. Вот и получаются "Континенты" и другие "рога-и-копыта" с сомнительными финансово-экономическими схемами и механизмами ПЛГ и ОП. Естественно, сначала от этого страдают "правильные" авиакомпании, теряющие доходы от продаж, а затем и пассажиры "неправильных" авиакомпаний, сидящие сутками в аэропортах.

Безусловно, в результате действий аврально создаваемых оперативных штабов "правильные" авиакомпании потом бесплатно перевозят застрявших пассажиров. При этом изобретаются какие-то чудовищные механизмы, вроде "фонда гарантирования перевозок", которые ни с того, ни с сего возлагают всю финансовую ответственность за банкротов на надежные авиакомпании и их пассажиров, хотя весь инструментарий финансового контроля и наказания участников рынка остается в руках государства (Росавиации). Очень, наверное, удобно и спокойно так "контролировать" рынок, когда за ошибки властей и неинформированных пассажиров платят или те, кто хорошо работает, или те, кто делает правильный выбор при покупке авиабилета.

Очевидно, необходимо усиливать механизмы саморегулирования рынка, усиливать влияние пассажиров на продукт авиакомпаний, а следовательно, давать им инструментарий для принятия объективных решений, отличный от привычного сопоставления цен. В части оценки пунктуальности рейсов авиакомпаний в целях отраслевого взаимодействия и информирования пассажиров соответствующие предложения были сформулированы мною в рамках госконтракта еще в 2009 г., но не были услышаны Росавиацией.

Важно, что первоисточники всей информации (отчетные данные авиакомпаний, аэропортов и надзорных ведомств) должны быть доступны бесплатно в режиме реального времени любым организациям, пожелавшим составить свой собственный отраслевой рейтинг по любому из перечисленных критериев. Это позволит избежать ненужных, но легко предсказуемых перекосов, которые обычно сопровождают у нас любое благое начинание.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.