Калининградский ребус

Российские авиационные власти ищут перевозчика, который получит коммерческие права на полеты из Калининграда в Европу. Во время выступления в Государственной думе замминистра транспорта Валерий Окулов рассказал о планах передать права единым блоком одной авиакомпании. Желание выступить преемником "КД авиа", прекратившей работу в сентябре, уже высказали "Аэрофлот", а также администрация Калининградской области. Крупнейший российский перевозчик заявил о планах создания филиала в Калининграде, а местное руководство хочет создать авиакомпанию. Ни те ни другие пока не разглашали свои планы, но на рынке уже высказываются очевидные сомнения в эффективности полетов из эксклава в Европу, рассчитанных исключительно на жителей этой области.
Поток из Калининграда очень небольшой, "КД авиа" в своем проекте рассчитывала в первую очередь на транзитных пассажиров из других российских областей. Если подобный транзитный поток не будет организован, то любой калининградский проект будет убыточным и потребует дотаций либо из бюджета, либо за счет доходов от других рейсов крупного сетевого перевозчика. Вместе с тем реальная возможность получить существенную часть пассажиров из региона появляется у одного перевозчика — латвийской airBaltic. Компания уже выполняет рейсы между Калининградом и Ригой; в отличие от российских перевозчиков у airBaltic есть 50-местные турбовинтовые Fokker 50. Такой флот выгоднее использовать на линиях, где спрос небольшой. К тому же сейчас airBaltic сочетает элементы низкотарифной и сетевой бизнес-моделей, делая ставку на трансферных пассажиров и развитие стыковок. Соответственно, у их клиентов появляется выбор маршрутов через аэропорт Риги.
"КД авиа" прекратила полеты в начале осени, с 14 сентября у компании было отозвано свидетельство эксплуатанта. Пассажиры перевозчика, у которых был выполнен один сегмента полета, обслуживались другими авиакомпаниями. В проблемах компании нет ничего уму непостижимого. Менеджмент называет две основные причины неудачи проекта: резко подскочившие в прошлом году цены на керосин, а также кризис, из-за которого в первую очередь резко сократился поток пассажиров из регионов, а кредитование со стороны банков либо прекратилось, либо стало непомерно дорогим. При составлении бизнес-плана компании никто не мог учесть данные факторы. Негативные события пришлись на инвестиционный этап проекта и серьезно ухудшили его экономику.
Теперь уже бывший коммерческий директор "КД авиа" Виталий Головин говорит, что планы по выходу из сложной ситуации начали обсуждаться с властями — как на региональном, так и на федеральном уровне — еще в ноябре прошлого года. Подробности финансового положения компании не раз раскрывались перед участниками этих совещаний. По словам Головина, сейчас обвинения в ошибках менеджмента бывшее руководство перевозчика выслушивает с удивлением: все их шаги были известны участникам процесса.
В середине июля было подписано постановление правительства о выделении авиакомпании 4 млрд руб., которые "КД авиа" должна была получить через областной бюджет. Акционеры перевозчика (75% акций к тому времени принадлежало основному кредитору компании, банку "Санкт-Петербург") должны были провести дополнительную эмиссию акций, которую выкупили бы власти. Однако банк и региональная администрация не смогли договориться о размерах допэмиссии. Почему решение так и не было найдено, руководство перевозчика не знает, поскольку в этих переговорах не участвовало.
Обвинения в том, что "КД авиа" не получила деньги, из-за того что не было выполнено условие о разделении перевозочного и аэропортового бизнеса, бывший менеджмент отвергает. Головин говорит, что хэндлинговая компания аэропорта никак не была юридически связана с перевозчиком, а новый терминал принадлежал структурам, аффилированным к банку "Санкт-Петербург".
В конце сентября протест по поводу банкротства компании, инициированный "Санкт-Петербургом", высказали другие кредиторы перевозчика, в частности Руснарбанк, Ланта-банк и банк "Зенит". Их представители уверены, что, обанкротив компанию, банк "Санкт-Петербург" нарушил соглашение о реструктуризации долгов перевозчика, заключенное в апреле. В "Санкт-Петербурге" возражают, что соглашение должно было работать при условии господдержки, которую компания так и не получила. Теперь кредиторам вряд ли удастся вернуть свои средства: авиакомпания генерирует деньги, лишь выполняя полеты, а это "КД авиа" делать запретили. Имущества у перевозчика нет; поскольку самолеты взяты в лизинг, их вернут себе лизингодатели. Но, как показывает практика, даже если бы самолеты были в собственности, банкам было бы сложно реализовать их на рынке и получить хоть какие-то деньги. Это подтверждает опыт Альфа-банка, получившего самолеты Ил-96, которые выступали обеспечением кредита обанкротившейся "КрасЭйр".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№201, июль-август 2019

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.