Ключевые риски в области госуправления гражданской авиацией

Авиатранспорт России
При определенном улучшении нормативной базы практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям :: Федор Борисов // Transport-Photo.com
Источник:
: Авиаперевозки
Подробно об авторе:
Федор Борисов, главный эксперт ИЭТиТП, НИУ ВШЭ

B течение прошедших 10 лет в авиатранспортной отрасли РФ происходили институциональные изменения, носившие разнонаправленный характер. Деятельность Минтранса по повышению качества законодательной базы привела к устранению ряда избыточных норм (таких, как снятие таможенных пошлин на приобретение ВС иностранного производства, разрешение невозвратных билетов, внедрение электронной регистрации пассажиров, освоение e-freight и пр.) и позволила существенно повысить эффективность коммерческой деятельности в области ГА. Вместе с тем ряд других шагов со стороны регулирующих органов привел к ограничению доступа на рынок новых участников, усилению рыночных перекосов, выраженной тенденции к концентрации и монополизации на рынке, к стагнации и деградации в секторе авиации общего назначения. Можно говорить о том, что при определенном улучшении нормативной базы практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям для отрасли как в долгосрочной, так и в средне- и краткосрочной перспективе. При этом законодательная база в области авиатранспорта также нуждается в существенной корректировке, а возможно, и в принципиальном изменении.

В целом среди таких регуляторных рисков можно выделить несколько основных направлений.

Ограничение конкуренции

Тенденция концентрации на рынке коммерческих перевозок, выраженная с 2011 г., была во многом определена решением о передаче "Аэрофлоту" авиакомпаний, находящихся в госсобственности. При кажущейся рациональности такого шага это на практике дало группе компаний "Аэрофлот" рыночную силу, которая позволяет ей  явно доминировать на рынке, почти в 5 раз превышая по объему перевозок ближайшего преследователя. Дискуссии о методах по сохранению и развитию конкуренции в отрасли ведутся не первый год, однако эффективных механизмов пока предложено не было.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.