Код-шеринг: зачем авиакомпаниям совместное использование рейсов, и что это дает пассажирам

«Аэрофлот» и CSA Czech Airlines, единственные назначенные перевозчики
«Аэрофлот» и CSA Czech Airlines, единственные назначенные перевозчики на линии Москва—Прага, состоят в одном альянсе SkyTeam
Источник:
: Авиакомпании // Код-шеринг: с кем летим?

Kупив билет "Аэрофлота" на рейс Москва—Париж, пассажир может обнаружить себя на борту самолета авиакомпании Air France. Более того, пассажир из Берлина может купить билет авиакомпании Air Berlin, например, в Екатеринбург, хотя сама немецкая авиакомпания в Екатеринбург вообще не летает. Просто в Москве, в аэропорту Домодедово, этот пассажир пересядет (со вторым посадочным талоном, полученным при регистрации в Берлине) на рейс авиакомпании S7 Airlines Москва—Екатеринбург.

Подобные перевозки выполняются авиакомпаниями в рамках договоров код-шеринга (сов­местной эксплуатации воздушных линий). В этом случае рейс выполняется одним из перевозчиков, который называется оперирующим партнером, а другая авиакомпания (или даже несколько) выступает на этом рейсе в роли маркетингового партнера. Рейс выполняется под кодами обеих авиакомпаний, в чем можно убедиться, посмотрев на табло аэропорта. В первом из наших примеров двойной код, составленный из двухбуквенных кодов IATA, будет выглядеть как AF/SU, во втором — S7/AB. Билеты на код-шеринговый рейс продают обе авиакомпании-партнера через собственные сети.

Код-шеринговые соглашения дают авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. Впрочем, иногда эти преимущества могут превратиться и в недостатки, но об этом позже.

Расширение возможностей

Код-шеринг — это коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. То есть если пассажир хочет лететь из пункта A в пункт B, авиакомпания должна ему такую услугу предоставить. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно — это повлекло бы большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А чересчур дорогую услугу продать не получится. Поэтому лучше доставить пассажира в пункт C, где пересадить его на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря код-шеринговому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Ведь, в принципе, он мог бы самостоятельно приобрести два билета на разные авиакомпании из пункта A в пункт C и затем из пункта C в пункт B, но тогда вторая авиакомпания не имела бы об этом пассажире никакой информации и, если бы рейс из пункта A задержался, сочла бы его просто не явившимся на свой рейс. Так что для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки.

Комментарии

Аватар пользователя Rust2008

Спасибо, интересная и полезная статья!
Хотелось бы также почитать и о недостатках код-шеринговых соглашений, в частности, для пассажиров.

Основной недостаток, как написал Алексей - в искусственном ограничении емкостей на "закрытых" рынках или в целенаправленном увеличении совместной доли на "открытых" рынках. А увеличение доли или искусственное ограничение емкостей на рынке, как известно, ведет к проявлению рыночной власти - т.е. осуществлению более жесткой ценовой дискриминации.
Простыми словами возможна ситуация когда дорого становится летать на таких направлениях. Москва-Париж - прекрасный пример "закрытого" рынка, Москва-Вена (код-шер UN и OS) - прекрасный пример "открытого" рынка.

к терминологии. Соглашение код-шер это не "совместная эксплуатация воздушных линий". Это просто совместное использование кодов.
Под совместной эксплуатацией понимается немного другое- когда авиакомпании на линии делят между собой доходы и расходы по рейсу.Совмещение кодов тоже присутствует.

Аватар пользователя Rust2008

Что значит - совместное использование кодов?

В последнее время авиационные власти усиливают контроль за инфомированием пассажиров о фактическом операторе код-шерного рейса. Пассажир должен четко знать на рейс какой авиакомпании он покупает билет. Не на чей "шильдик", а на чей борт. Это позволит избежать дезориетации пассажира и предотвратит некоторые довольно частые жалобы.
И второе- вопрос ответственности перевозчика. Здесь очень много неясного.

Код-шеринг - это финансовый и экономический институт. По вопросам ответственности, обязанностей, рисков для паксов необходимо исходить из его юридического содержания.
В каждой стране по-разному. Можно называть код-шеринг как угодно и Соглашение о совместном использовании авиалиний, Соглашение о совместной эксплуатации авиалиний, Соглашение о совместном использование кодов, Соглашение о совместной программе перевозок, Соглашение о предоставлении блока мест.
Все это всего лишь слова, с точки зрения закона (гражданского кодекса) важно фактическое содержание правоотношений между авиакомпаниями. А они в целом таковы, что код-шеринг с точки зрения закона это агентский договор и возмездное оказание услуг, в отдельных моментах можно говорить о том, что к код-шерингу могут применяться также нормы ГК РФ о простом товариществе (совместной деятельности).
Поэтому, если правильно применять закон можно понять, что это - код-шеринг и с чем "его едят" - объемы ответственности, обязательства.

PS По тексту замечание: код-шеринговые отношения могут служить примером аутсорсинга в авиации только с финансово-экономической точки зрения, с юридической точки зрения это никаким примером не служит.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№193, октябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.