Коррекция прогнозов из-за VLJ

Темпы развития деловой авиации в Европе будут более высокими, чем предполагалось ранее, что подтверждает мнение о различии тенденций развития деловой авиации и обычных перевозок

Майкл А. ТАВЕРНА и Роберт УОЛЛ, Женева
Проведенное недавно Европейским агентством по управлению воздушным движением (Евроконтроль) исследование свидетельствует о том, что темпы роста деловой авиации будут выше, чем предполагалось ранее, а тенденции развития отличаются от тенденций развития авиакомпаний. Эти результаты могут привести к необходимости переоценки существующих планов регулирования полетов бизнес-самолетов и развития системы организации воздушного движения (ОрВД).
Согласно результатам проведенного исследования, представленным 3 мая на прошедших в Женеве конференции представителей деловой авиации Европы и выставке авиатехники, в течение ближайших 10 лет объем перевозок бизнес-самолетами в Европе будет расти на 5% в год, что соответствует 1800 дополнительным полетам ежедневно. Во многом эти цифры связаны с предполагаемым значительным ростом спроса на очень легкие турбореактивные самолеты (VLJ).
Директор Евроконтроля по вопросам стратегии развития ОрВД Бо Редеборн подчеркнул, что указанные темпы роста выше предполагавшихся ранее. По другим среднесрочным прогнозам, недооценивающим спрос на VLJ, годовой рост должен был составить 3,3%. Более того, по словам г-на Редеборна, даже в случае увеличения цен на топливо или введения в действие ужесточенных норм на загрязнение окружающей среды снижения темпов не предвидится. Самым неожиданным в прогнозе стало заметное влияние спроса на VLJ, быстрое проникновение которых на рынок США и вызвало необходимость данного исследования. В отчете Евроконтроля отмечается, что в Европе в 10 раз больше жителей с доходом от 5 до 30 млн долл. (а именно на них нацелен рынок VLJ), чем с доходом свыше 30 млн долл., типовым уровнем для владельцев обычных бизнес-самолетов.

Прогноз развития деловой авиации в Европе на 2005-2015 гг.
Возможные сценарии развития
Реактивные самолеты
Общее количество самолетов в Европе в 2015 г.
Годовой объем мировых поставок
Поставки новых самолетов в Европу (%)
Поставки в Европу за 10 лет
Годовые темпы замены парка (%)
Турбореактивные
Турбовинтовые
С поршневыми двигателями
Высокие темпы роста
1220
15,0
1830
1,7
2620
700
400
Средние темпы роста
928
13,5
1253
2,3
2060
650
300
Низкие темпы роста
636
12,0
763
2,9
1630
600
250
Источник: Евроконтроль.
По данным исследования, начиная с 2001 г. использование деловой авиации в Европе росло в два раза быстрее по сравнению с перевозками авиакомпаний. В прошлом году бизнес-самолеты выполнили 630 тыс. полетов, что составляет 6,9% всех полетов по правилам полетов по приборам. Благодаря устойчивому спросу на чартерные перевозки и расширению долевого владения (например, клиентская база компании Netjets Europe в 2005 г. увеличилась более чем в два раза, а в 2006 г., по прогнозам, расширится еще примерно на 40%) использование бизнес-самолетов возросло на 8,9%. Дэвид Марш, возглавляющий в Евроконтроле службу статистики и прогнозирования, считает эти показатели сравнимыми с показателями развития низкотарифных авиакомпаний, зафиксированными в пору их расцвета три года назад.
По мнению г-на Марша, не меньший интерес представляют некоторые особенности этого роста. Основная часть из 100 тыс. зафиксированных маршрутов бизнес-самолетов приходится на прямые рейсы между более чем 80 тыс. пар городов, причем большинство этих городов не обслуживается регулярными рейсами авиакомпаний. Это в три раза превышает число маршрутов, по которым выполняют рейсы сетевые перевозчики. В отличие от систем узловых аэропортов (хабов) и радиальных (фидерных) рейсов авиакомпаний, перевозки бизнес-самолетами особенно интенсивны в широкой полосе от Лондона до курортов Ривьеры, т. е. в центре зоны с самым оживленным воздушным движением в небе Европы. И хотя темпы роста перевозок бизнес-самолетами наиболее высоки в таких регионах, как Восточная Европа (в Польше, например, они составляют 14%), интенсивность использования увеличивается главным образом в четырех европейских странах: Франции, Великобритании, Германии и Италии.
Отмечены и другие характерные черты развития деловой авиации, способные, по словам г-на Марша, заставить подразделения планирования пересмотреть существующие оценки возможностей системы ОрВД справиться с будущим ростом объемов перевозок. Среди них, в частности, следующие.

  • Через 100 крупнейших аэропортов проходит лишь 60% всех полетов. Если брать рейсы только сетевых авиакомпаний, то эта цифра существенно выше — 75%. И только 30% всех полетов по правилам полетов по приборам начинается в аэропортах с числом взлетов и посадок свыше 100.
  • Всего лишь 9% перевозок выполняется по маршрутам значительной протяженности, зато почти половина — на расстояния менее 500 км.
  • Для деловой авиации характерно большее число пиков непредвиденного спроса на перевозки, причем более интенсивных, и большее разнообразие используемых эшелонов крейсерского полета. Особенно высокий спрос на перевозки приходится на период с июня по сентябрь включительно.
  • В Европе — около 900 эксплуатантов деловых самолетов, что примерно совпадает с числом авиакомпаний. Но при этом число полетов бизнес-самолетов в 10 раз меньше. Большинство эксплуатантов летает всего на одном-двух самолетах.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.